16 мар. 2013 г.

Информационная война

Информационная война

автор Нежданов Игорь
Информационная война (Information war) это воздействие на противника посредством информации с деструктивными целями. Понятие это очень широкое и в наш век информатизации включает в себя очень многое. Но все эти методы, технологии и техники объединяют цель (деструктивное воздействие на противника) и то, по средством чего это воздействие осуществляется (информация). На западе информационные войны принято называть кибервойнами (Cyber-warfare).

Цели IW

Основное

Основная цель – деструктивное воздействие на противника. Такое воздействие возможно по нескольким направлениям. Можно оказывать воздействие на саму информацию (уничтожать, модифицировать, воровать…). Делать это можно по разному. Например при помощью зловредов – специально созданных программ (они же вирусы, трояны, черви и прочие гадости). Можно воздействовать на элементы инфраструктуры эту информацию использующие (перехватывать управление, выводить из строя, менять технические характеристики…). Опять же можно это осуществить по разному, в том числе и с помощью зловредов, эксплуатирующих всевозможные уязвимости. А еще можно воздействовать на людей с помощью информации (обманывать, формировать общественное мнение…). Такое воздействие нужно для возможности управлять людьми – манипулировать ими – сделать так, чтобы выбранные манипулятором люди совершили поступок нужный ему. Этот поступок может быть действием или бездействием.
Желание действовать или бездействовать  достигается через  такое воздействие на целевую группу, которое сподвигнет этих людей разделить продвигаемую манипулятором точку зрения (идею, мысль…). Другими словами обрабатываемая группа людей должна в конечном счете иметь вполне конкретное мнение по целевой проблеме. Например негативное мнение о политике правительства своей страны, а заодно и позитивное мнение о политике правительства манипулятора…

Как это решается

Просто так никто не разделить вашу точку зрения. Если отбросить вариант «за деньги», то для достижения поставленной цели необходимо использовать всё те же «старые, добрые» технологии пропаганды, но с «поправкой» на интернет. Если совсем упростить, то  нужно чтобы продвигаемую идею увидело как можно больше людей целевой аудитории, увидело как можно чаще, увидело на тех ресурсах которым больше доверяет, увидело в том контексте (медиа-окружении), который сделает информацию менее отторгаемой….  В общем ничего нового. А кто не знаком с принципами пропаганды – можно и современную рекламу в пример привести. Эксплуатируются примерно те еже механизмы.
Теперь что нужно сделать, чтобы этот механизм заработал?
Максимально распространить идею
Максимально распространить продвигаемый контент это значит сделать так, чтобы как можно больше человек увидели ее. В определенных кругах эта методика называется «посев» — одна и та же информация многократно дублируется в разных источниках. Как минимум в блогах (созданных специально для этого) и на форумах, от лица ников опять же созданных для распространения.
Понятно, что это самая примитивная модель, но даже она работает весьма эффективно, при условии, что распространитель не поленился и сделал достаточно блогов, записей в них, перепостов, зафрендил сторонних пользователей и т.п…

Создать видимость массовости
Создать видимость, что продвигаемую вами мысль разделяет большое число людей в инете, можно с помощью создания видимости активного обсуждения. Это ни что иное как комментирование продвигаемого контента – создание большого числа комментов к материалу за короткий период времени. При этом по началу в комментариях могут «участвовать» всё те же искусственно созданные аккаунты. И если сами комментарии достаточно интересны или провокационны, то постепенно в процесс втянутся и реальные персонажи. В этом случае материал начнет продвигать себя сам.

Создать видимость значимости
В этом случае цель – придать «вес» материалу. Это достигается за счет помещения материал в ТОП обсуждений, в ТОП выдачи поисковиков и т.п.. Т.е. сделать ваш материал наиболее комментируемым – содержащим максимальное число комментов. Это не просто. К некоторым публикациям число комментариев доходит до десятков тысяч.  Но если в процессе создания «видимости массовости» работа была проделана хорошо, то материал и так уже попадет в ТОП обсуждений за счет числа комментов.
Для попадания же в ТОП выдачи поисковиков на материал нужно сделать достаточное число релевантных ссылок. Но об этом ниже.

На чем основывается IW

 Пси эффекты

Как было сказано ранее – «все старо как мир» и используемые приемы в общем то уже давно изобретены и применяются в пропаганде и рекламе. Основываются эти приемы на вполне определенных эффектах восприятия человеком информации, восприятия подсознательного и по тому трудно управляемого самим человеком без специальной подготовки. Вот некоторые из них:
Эффект «первой любви»
Что первым узнал – тому и больше веришь. Ну так устроен человек, что информация, узнанная первой, пользуется большим доверием. Ведь она уже «закрепилась» в голове. И чтобы противоречащей  информации «закрепиться» в той же голове, ей нужно в начале вытеснить уже имеющуюся. А это сложнее чем просто осесть.

Эффект стадности
Какое мнение больше людей поддерживает – то и правда. И это срабатывает очень часто. Мы идем туда, куда идет толпа, мы соглашаемся когда нас убеждают все коллеги, нам психологически проще принять точку зрения большинства, чем стать «белой вороной».

«На воре шапка горит»
Кто оправдывается тот и не прав. Чем больше вы оправдываетесь, тем сильнее вам не верят. Особенно хорошо работает в сочетании с эффектом «первой любви». Кто первый обвинил (бездоказательно), тот и оказывается в более выигрышном положении. Отмываться всегда сложнее чем обливать грязью.

«Социальность» информации
Сообщению человека мы больше доверяем, чем сообщению информационного агентства или официальному обращению чиновника любого ранга. А если увидели общение двух человек по теме, то скорее всего это так и есть, ведь мы «подслушали» разговор – их же никто за язык не тянул….

Негатив
Так человек устроен, что он скорее поверит негативной информации. Видимо в силу народной мудрости «верь в лучшее, но готовься к худшему».

Визуальный контент
Картинки, демотиваторы, видеоролики, звук и прочие варранты воздействия помимо текста делают это воздействие более эффективным. Происходит сие из-за того, что воздействие на наше сознание осуществляется несколькими способами одновременно.

Технологические эффекты

Все эти психологические эффекты воздействия на нас при использовании интернета как канала воздействия эксплуатируют еще и уникальные свойства распространения информации в интернете. Те самые свойства, которые открывают безграничные возможности для злоумышленника.
Скорость распространения
Информация в инете распространяется очень быстро, в т.ч. и цитированием первоисточника и ссылками на него и его комментированием. Только вы нажали кнопку «Опубликовать» и введенная вами информация становиться доступна всем без исключения пользователям интернета. Ни одно СМИ не может похвастаться таким охватом аудитории.

Отсутствие границ
Информацию можно получать из любых источников, в т.ч. и в других странах, и распространять на любых территориях никак не отвлекаясь на географические и административные границы. Любая информация доступна из любой точки планеты где есть интернет.

Анонимность
В инете можно оставаться анонимным если принимать соответствующие меры. А это значит, что один и тот же человек может выступать под неограниченным количеством ников, аккаунтов, личин…

Продолжительность хранения
В инете информация может храниться бесконечно долго. Точнее – пока существует интернет. Мало того, информация в процессе дублирования храниться уже не в оном месте, а во многих.


Особенности IW в инете

Все эти особые свойства информации и особенности ее циркулирования в интернете несколько меняют способы и методы ведения информационной войны. И действительно – зачем разбрасывать над территорией противника листовки с аэростата, если для информирования личного состава противника достаточно разослать соответствующее сообщение на их смартфоны и телефоны? Или сделать хитрее – распространить новость нужного содержание посредством новостного агентства, которое этот личный состав читает. Или стать их фрэндами в Фэйсбуке и запостить соответствующую новость, или, или, или…. Бескрайние просторы для манипулирования.
Но есть несколько технологических моментов, которые нужно разобрать подробнее, чтобы в последствии, на их основе, можно было строить свои приемы ведения информационной войны.

Анонимность

Анонимность пользователю интернета нужна для того, чтобы ваш собеседник воспринимал информацию от вас, как информацию от своего друга, или союзника, или коллеги, или…. Иными словами, анонимность это основа для легендирования, фундамент для создания виртуальных личностей, от имени которых вы будете выступать.
С другой стороны, анонимность также нужна, чтобы «войти в доверие» к злоумышленнику. То ли под видом потенциальной жертвы, толи под видом более опытного товарища, то ли…  Главное – с целью получить дискредитирующую его информацию, выявить слабые места, заманить в ловушку…
Поэтому вопросам анонимности нужно уделить достаточно времени. Дабы понимать как может действовать противник и как нужно действовать нам.
«Оставить следы» в интернете, чтобы позже вас могли идентифицировать, можно по разному. В основном это связано с особенностями работы самого интернета (IP, MAC-адреса, cookie сайтов, другие программные идентификаторы…), с личными пристрастиями (один e-mail или icq, одна фотография или подпись…), с вредоносным софтом.

IP
IP-адрес это адрес, по которому можно идентифицировать устройство в интернете. Этот адрес имеет любое устройство сети, в противном случае оно (устройство) не сможет принять информацию. И именно по этому самому IP проще всего идентифицировать устройство и его владельца.
Так вот, посещая сайты, отправляя письма, регистрируя аккаунты вы оставляете свой IP. И по нему можно установить с какого устройства осуществлялось каждое конкретное действие. А у вашего провайдера есть адрес установки устройства с этим самым IP.
По этой причине, если вы хотите остаться не узнанным, необходимо этот IP скрыть или подменить. Для этих целей служат разнообразные анонимайзеры от простых плагинов к браузерам до специализированных программ Tor (сокр. от англ. The Onion Router).

Браузер и «куки»
Еще один способ идентифицировать пользователя это оставить специализированный идентификатор в браузере – cookie. Изначально это решение предназначено для того, чтобы целевой сайт «узнавал» пользователя и применял его индивидуальные настройки. Но именно «узнавание» пользователя и стало причиной  опасности для анонимности этих самых cookie.
Соответственно cookie нужно удалять. Браузер можно настроить очищать всю историю вместе с куками при закрытии. Так вы еще и дополнительно обезопасите себя.

Данные в профиле
Имеются ввиду те данные, которые вы оставляете при заполнении анкетных данных во время регистрации аккаунта. Можно, конечно, заполнять по минимуму, но тогда ваш аккаунт будет очень напоминать «схемотехнический», а им доверяют хуже. Поэтому заполнять нужно, но так, чтобы аккаунты разных виртуальных личностей отличались друг от друга. Это касается и аватара, и контактных данных. Будет странно выглядеть если разные виртуальные личности, спорящие друг с другом, будут иметь один и тот же e-mail.

ТОП списки

ТОП списки это мнение какой то системы рейтингования о популярности ресурса (страницы) и/или о его ценности для пользователей. Такое мнение формируется по разным правилам, не редко с политическим оттенком и с учетом пристрастий владельца рейтинга. Но так или иначе эти ТОП списки прямо влияют на пользователей. Например эксплуатируя эффект стадности – «если все считают так, то я тоже так считаю», или «подсовывая» пользователю первой нужную системе информацию. Здесь уже срабатывает эффект «первой любви».

ТОП выдачи поисковиков
Это ни что иное как мнение поисковых систем какая информация более всего подходит под ваш запрос. И отсортирована эта информация именно по релевантности (соответствию) этой самой информации вашему запросу. Т.е. вверху (на первой позиции) будет стоять наиболее соответствующее, на второй – чуть менее соответствующее и так далее.

ТОП обсуждений
Это рейтинги блогохостингов и разнообразных систем анализа блогов. В них структурирование происходит по количеству комментариев. У какой публикации больше комментариев, та и вверху списка.

ТОП новостей
Это мнение новостного агентства по поводу значимости новости. Решение в данном случае принимается как и в блогосфере по числу комментов к новости, лайков, перепостов. У разных систем разный алгоритм подсчета

ТОП авторитетности
Это рейтинги блогохостингов. В них структурирование происходит по количеству подписчиков блога. У какого блога больше подписчиков, тот и авторитетнее J

Мониторинг инфополя

Для того чтобы вовремя увидеть начало атаки, а еще лучше подготовку к ней, необходимо отслеживать действия противника. Это в полной мере относится и к информационной среде. Здесь точно так же необходимо внимательно следить за оппонентом, за его действиями, за его репутацией, за окружающим его инфополем. А также и за своей репутацией, своим инфополем… Так что вопрос регулярного мониторинга является весьма актуальным.
Такое наблюдение поможет понять как действует оппонент (его методы, приемы…), где у него «болевые точки» (в нашем случае болевые темы), понять его инфраструктуру – его площадки, кто его друзья, а самое главное – кто его враги (враг моего врага – мой друг). По отношению к себе наблюдение позволит выявить изменение инфополя (увеличение или уменьшение упоминаемости), тренд этого изменения (позитив – негатив), в какой то мере причину изменения.
Понятно, что такое наблюдение в ручную проводить весьма утомительно. Поэтому нужно максимально автоматизировать процесс.

Комментариев нет: