3 февр. 2008 г.

Получение аудиоинформации

Тема несанкционированного использования технических каналов утечки информации весьма популярна для обсуждения. Видимо по тому, что она будоражит воображение обывателя и позволяет ему почувствовать себя суперагентом. В жизни же данное направление получения информации используется куда реже чем кажется. Но тем ни менее используется. Поэтому знать о его возможностях необходимо. Ниже рассмотрены наиболее используемые способы.

Просто микрофон или диктофон

Иногда достаточно подвести к интересующему вас месту микрофон или положить рядом диктофон, чтобы узнать содержимое разговора. Микрофон можно спустить по вентиляционной шахте, положить в просверленное отверстие в стене, полу или потолке, или просто положить замаскировав под элемент обстановки. Метод простой и не требует ни особой спецтехники, ни специальных навыков. По этому доступен любому человеку. Единственное о чем нужно помнить, это посторонние шумы, которые могут значительно ухудшить звук. К стати в качестве диктофона может выступать и оставленный включенным с соответствующей функцией компьютер как стационарный так и ноутбук.

Радиоканал

Радиозакладки

Радиозакладки (они же жучки, клопы, тараканы, радиомикрофоны, и т.п.) это достаточно простой способ получить доступ к интересующей информации. Их основное преимущество в компактности и автономности работы. А основные недостатки в необходимости доступа в помещение и открытость канала передачи информации. Первый недостаток преодолевают посредством:

- подбрасывания нанятыми людьми (сантехник, уборщица, курьер, электрик и т.п.);

- техническими средствами доставки (хороший бросок, арбалетная стрела, рогатка и т.д.).

А второй недостаток компенсируют посредством:

- маскировки под известный источник сигнала (радио, ТВ…);

- использования шифраторов (в т.ч. шумоподобных и цифровых);

- дистанционная активация или активация от голоса;

- скачкообразное изменение несущей частоты.

Радиозакладки это по большинству одноразовые устройства. Связано это с тем, что при снятии такого аксессуара риск «попасться» гораздо выше чем при его установке. Ведь за время работы закладки ее могли обнаружить и установить наблюдение.

Прослушивание мобильного телефона

Непосредственное прослушивание содержания переговоров по мобильному телефону может дать самую неожиданную информацию. Мало кто умеет не болтать лишнего по телефону. Обычно обсуждаются интимные подробности, а затем звучит фраза «ну не по телефону…».

Но нужно помнить, что получить доступ к информации не сложно, куда сложнее ее обработать. И если вы решили анализировать содержание разговоров например активного менеджера продаж – будьте готовы к тому, что на вас выльется море информации, а полезных данных может и не оказаться. Можно одновременно слушать десяток телефонов в течении одного месяца и не узнать ничего важного, а можно послушать один в течении получаса и получить всю необходимую информацию.

Поэтому до проведения мероприятия важно точно определить:

- что вы хотите узнать,

- имеет ли тот кого планируется слушать эти знания,

- с кем он может эти знания обсуждать и при каких обстоятельствах,

- будет ли контакт с этим индивидам и затронут ли они данную тему.

Иначе вы потратите время, деньги, нервы и не получите ничего.

Каким образом можно получить доступ к содержимому переговоров по мобильному телефону? Есть два способа оператор мобильной связи и радиоперехват. В первом случае подключение происходит к аппаратуре оператора, а во втором вы, находясь в непосредственной близости от объекта (до 500 м), с помощью аппаратуры принимаете все входящие и исходящие сигналы с его мобильника.

Радиоперехват

Перехват радиопереговоров один из самых простых и безопасных способов получения информации. Не нужно никуда проникать – достаточно разместиться недалеко от объекта интереса, или далеко, но с чувствительным приемником и весь радиообмен ваш. А если учесть какое количество телефонных аппаратов имеют радиоудлиннители (радиотрубки) то становится очевидным перспективность данного направления.

Проводные коммуникации

Прослушивание стационарного телефона

Прослушивание стационарного телефона сопряжено с той же проблемой эффективности, что и контроль содержимого переговоров по мобильной связи. А в остальном используются те же принципы и методы, за исключением одной особенности. Заключается она в том каким образом получать необходимую информацию. В случае со стационарным телефоном мест съема несколько больше:

- аппаратура оператора связи (АТС);

- телефонная линия оператора (от оператора связи до абонентского щитка);

- телефонная линия абонента (от щитка до тлф аппарата);

- сам телефонный аппарат абонента.

Проводные закладки

Проводные закладки требуют для своей работы электрические коммуникации (220 в, тлф, радиосеть, ОПС и т.п.). Такие устройства могут и питание получать от этой сети и информацию передавать по ней же. Их сложнее обнаружить – ведь они не зашумляют эфир. Но их сложнее и поставить. В отличии от радиозакладок их нужно соответствующим образом соединить с сетью и замаскировать как сами устройства так и места их подключения.

Оптический канал

Для передачи информации также используется оптический канал. Суть данного метода заключается в модулировании светового потока полезным сигналом. У этого способа есть свои преимущества и свои недостатки. К преимуществам можно отнести отсутствие демаскирующих признаков в эфире и направленность луча передачи информации. Для выявления такого канала необходимо находится между передатчиком и приемником (в луче). Однако оптический канал имеет и свои недостатки, которых слишком много, чтобы дать ему значительное распространение. К ним относится зависимость от погодных условий – дождь, снег, туман сильно ухудшают качество сигнала. Необходимость прямой видимости между передатчиком и приемником также усложняет работу с подобными устройствами, иначе сигнал не будет принят.

Использование механических колебаний

Это технологическое развитие подслушивания через стену. Оно использует эффект распространения звуковых колебаний в твердых средах (материал стен, потолков , полов…). Простое устройство состоит из чувствительного элемента и усилителя и позволяет прослушивать содержимое разговора в соседнем помещении. Более совершенное устройство позволяет выделить содержимое разговора на некотором удалении от контролируемого помещения (в рамках одного здания). Данный способ уже не требует проникновения в помещение и потому более прост в использовании. Да и стоимость простого стетоскопа мизерна.

Беззаходовые методы

ВЧ навязывание

Этот способ основывается на эффекте переизлучения или самовозбуждения некоторых компонентов электронных устройств и их же микрофонном эффекте. Достаточно направить на них немодулированный радиосигнал, или направить его по проводам коммуникации к обрабатываемому устройству и это устройство начинает работать как радиомикрофон. Аппаратура достаточно дорогая, но отсутствие необходимости доступа в помещение окупается с лихвой.

Лазерный съем

Еще один беззаходовый способ получения информации изнутри помещения. Лазерный излучатель направляется на стекло исследуемого помещения, а отраженный луч принимается приемником. Поскольку звуковые колебания в помещении воздействуют и на стекло оно модулирует отраженный луч. Остается лишь дешифровать данные, а это дело техники. В настоящее время есть устройства работающие не по отраженному, а по рассеянному лучу, поэтому нет необходимости ловить луч. А сам луч может быть направлен не только на внешнее, но и на внутреннее стекло, и на предмет внутри помещения, что значительно улучшает качество получаемой информации.

Использование микрофонного эффекта электронных устройств

Многие электронные устройства обладают микрофонным эффектом и гонят в эфир содержимое акустики вокруг них. Достаточно лишь найти частоту их излучения и можно получить неисчерпаемый источник информации.

Работа под прикрытием

Когда возникает необходимость в срочном получении информации изнутри объекта, а источника нет, можно прибегнуть к получению информации с помощью прямого контакта с сотрудниками объекта используя разные предлоги (легенды). Эта простая на первый взгляд операция, на самом деле имеет ряд сложностей и особенностей. Она требует серьезной подготовки по следующим направлениям:

- четкая проработка легенды;

- создание соответствующего антуража;

- подготовка контактера (профессиональные знания, знания ситуации, знания поведения тех под кого маскируешься и т.п.).

Нельзя полагаться на случай, ведь самый лучший экспромт это хорошо подготовленный экспромт. Поэтому тщательно готовьтесь к такой операции - провал может дорого стоить…

Наиболее простой путь это посетить офис объекта интереса. Прийти в офис к можно используя следующие легенды:

- под видом потенциального клиента;

- под видом журналиста;

- кандидата на вакансию;

- под видом проверяющего;

- под видом поставщика товаров или услуг.

Приходя в офис юридического лица под видом потенциального клиента и общаясь с сотрудниками можно собрать самую разнообразную информацию. Помимо этого можно получить контакты, полезные в будущем. К подобным мероприятиям нужно готовиться. Как минимум нужно «быть в теме». Иначе можете совершить ошибку с самого начала и провалить мероприятие. Хотя можно сказать, что вы впервые и ничего не знаете. Кстати последний вариант имеет свои плюсы. Он дает возможность представителю объекта вашего интереса уверовать, что он может на вас подзаработать, а это у менеджеров по продажам главный аргумент. Но не перестарайтесь.

Не менее информативным может оказаться и приход под видом кандидата на работу. Безусловно, для такого прихода необходимо найти повод, например объявление о поиске сотрудников. Ориентируясь на такое объявление, можно понять кого ищут, с какими качествами и соответствующим образом вести себя. Попав в офис можно многое увидеть:

- сколько людей работает (или сколько рабочих мест);

- на сколько активно они работают;

- как относятся к своей работе;

- каков основной состав сотрудников, как они выглядят;

- в каком состоянии офис, мебель, оргтехника;

- как часто раздаются телефонные звонки;

- много ли клиентов:

- и еще много чего…

В процессе общения с интервьюирующим сотрудником можно узнать и уровень зарплаты, и ее задержку, и политику руководства по отношению к персоналу, и общее состояние предприятия… Возможен и такой вариант, что вы подойдете на данную должность, но в таком случае операция перерастет из оперативного опроса во внедрение.

Если объект достаточно известен а его руководство стремиться к популярности – можно воспользоваться и другой личиной – журналист. «Такое-то издание планирует ряд публикаций о рынке ХХХ, где ваша компания играет не последнюю роль. Поэтому мы решили обратиться именно к вам, поскольку ХХХХХХХХХ (много хороших слов в адрес объекта и его руководства)…» Можно упомянуть и о фактической рекламе объекта посредством планируемой публикации. Главное не забыть качественно подготовиться:

- у вас должно быть удостоверение журналиста одного из изданий;

- в этом издании должны подтвердить (хотя бы по телефону) что вы у них работаете и в настоящий момент готовите статьи о рынке объекта;

- у вас должна быть определенная (первичная) информация о рынке объекта;

- у вас должны быть подготовлены непрямые вопросы по интересующим вас темам;

- должен быть создан соответствующий антураж.

А дальше все по правилам скрытого оперативного опроса.

Оперативный опрос

Получить информацию об объекте интереса можно посредством общения с окружением объекта или с его сотрудниками. Такое общение должно быть совершенно естественным и случайным с точки зрения опрашиваемого.

Оперативный опрос возможно, лучший метод для сбора неопубликованной информации из внешних источников. Такие опросы быстры, гибки и, относительно, недороги, особенно телефонные. При терпении и настойчивости вы можете обеспечить контакт с большим числом людей в короткий период времени. Вооруженные ответами, вы можете быстро определить, сколько еще дополнительной информации вам требуется. Вы, также, можете определить, с кем еще нужно поговорить. Когда в процессе разговора всплывает новый источник, то вы можете немедленно вступить с ним в контакт, сославшись на предыдущего собеседника. Например: «Господин Петров, я, вот, только что, разговаривал с господином Ивановым и он предложил мне обратиться к вам...».

Для фиксации получаемых данных в процессе опроса используйте диктофон. Это связано с несколькими причинами:

- в процессе живой беседы вам будет некогда записывать;

- если вы будете общаться воочию, собеседника может насторожить то, что вы за ним записываете;

- используя диктофон вы зафиксируете не только интересующую вас информацию, но и информационный и эмоциональный фон, что может понадобиться при анализе.

Обязательно составляйте план мероприятия (план беседы). Это структурирует ваши мысли, сконцентрирует на конкретной задаче и позволит заранее проработать наиболее вероятные направления беседы. В простом случае план опроса состоит из следующих пунктов:

- цель (что хотим получить);

- объект;

- где когда планируется мероприятие (в т.ч. обстановка);

- используемая легенда;

- вопросы, которые можно задать напрямую;

- косвенные вопросы.

Более развернутый план дополняется несколькими вероятными последовательностями беседы и действиями в случае развития не по сценарию. По окончании мероприятия обязательно составьте отчет, пока половину не забыли. Эти два документа (план и отчет) помимо прочего дадут возможность оценить эффективность и определить недостатки. Оба эти документа, в обязательном порядке, необходимо сохранить в вашей информационной базе. Отчет содержит похожие разделы:

- дата, время и место;

- участники;

- использованная легенда;

- общий ход беседы и поведение опрашиваемого;

- полученная информация.

Идеально дополнить отчет расшифровкой записи общения.

Методы оперативного опроса.

Основная задача при оперативном опросе — снять психоло­гическую защиту. Техника построена на социальной и психологической тактике, которая должна снять настороженность опрашиваемого, не позволяющую ему выдать деликатную информацию. Для достижения этой цели используется два основных приема:

1) чтобы получить информацию, надо дать взамен другую информа­цию. Искусство заключается в том, чтобы обменять менее цен­ную на более ценную;

2) если заставить человека аргументировать свою позицию, ставя под сомнение правильность его точки зрения, то рано или поздно этот человек начнет приводить примеры из жизни, подтверждающие его правоту. В 99 % случаев он начнет со слов: «Вот у нас в компании...»

Первый шаг в выведывании — это подход. В целом лучше, чтобы подход не был прямым. Если вы сначала ска­жете что-то остроумное, а потом приступите непосредственно к ин­тересующему вас вопросу, вы вряд ли добьетесь нужного результата. Подход не надо форсировать во что бы то ни стало. Нельзя начинать с того, что может вызвать негативную реакцию. Когда первый контакт установлен, надо очень осторожно подбирать­ся к теме разговора, начав с самых широких и общих вопросов и мед­ленно подходя к основной теме. Когда ответы на интересовавшие вопросы получены, ни в коем случае нельзя резко обрывать разговор и уходить в сторо­ну. Надо, не меняя темпа разговора и не теряя интереса в глазах, спокойно продолжать еще некоторое время беседы на темы, которые интересны объекту.

Один из самых лучших финалов разговора: «Я рад, что мы погово­рили. Надеюсь, мы сможем продолжить беседу позже». Основная задача — чтобы объект не заподозрил, что именно у него хотели узнать, а еще лучше — вообще не смог об этом вспомнить. Психологи утверждают, что человек лучше всего запоминает то, с чего начинается разговор и чем он заканчивается, но то, о чем говорили в середине беседы, зачастую забывается.

Многие люди «покупаются» на восторженность. Чем более восторжен инициатор,

тем более восторжен собеседник, и, следовательно, есть больше шансов, что он по своей доброй воле выдаст дополнительные подробности.

Также, обратите внимание, что инициатор никогда не должен задавать прямые вопросы:

-Когда эта продукция была введена на рынок?

-Каков объем продаж на определенную дату?

Лучший способ фразировать вопросы состоит совсем не в том, чтобы фразировать их, вообще, как вопросы. Прямые утверждения в сборе информации срабатывают намного лучше, чем вопросы. Вместо высказывания "когда была введена эта продукция?", инициатор может сказать: "я не могу поверить, что мы не слышали об этой продукции!" Это - прямое утверждение, предназначенное для того, чтобы вызвать ответ.

Суггестивная или стимулирующая методика работает очень хорошо, когда Вы пробуете собирать информацию, являющуюся новой или отличающуюся от имеющейся. Например, нужно выяснить, кто является партнером вашего конкурента по совместному предприятию. Вы понятия не имеете, кто мог бы это мог быть, но вам нужен способ получения ответа от опрашиваемого:

Инициатор: "Я слышал, ваша компания создает совместное предприятие с РАО ЕЭС!".

Собеседник: "Нет, что вы - с Аэрофлотом".

Эта методика хорошо работает, потому, что люди, естественно, хотят поправить других.

Если то, что вы сказали, неправильно, большинство людей поспешат сообщить правильный ответ и тем самым показать свою осведомленность. Также, нельзя задавать вопросы в форме «или - или», это ловушка которую вы невольно устанавливаете для себя из-за того, что хотите помочь собеседнику ответить и увеличить ваш фактор комфорта. Но проблема состоит в том, что таким образом вы дали другому человеку два возможных выбора вашего собственного приготовления, но вы можете пропустить все другие возможности, которые собеседник хотел предложить. Заметьте: это - не то же самое, что выстраивание наводящих вопросов.

Можно выделить несколько направлений оперативного опроса:

- оперативны опрос сотрудников исследуемого объекта;

- оперативны опрос сотрудников организаций контактирующих с объектом;

- оперативны опрос окружения объекта.

Опрос сотрудников исследуемого объекта удобнее всего проводить в местах общего пользования. Курилка, кафе, столовая… Там, где они собираются. Опрос сотрудников организации контактирующей с объектом интереса подразумевает работу с сотрудниками поставщиков, клиентов, партнеров объекта, сервисных организаций (поставка канцелярии, уборка помещений, поставка питьевой воды, владельцы офисного здания).

Агентурная работа

Самую точную и своевременную информацию могут предоставить только агенты. Именно они, при правильном использовании, могут получить доступ к святая святых объекта вашего интереса. Фактически агентура может дать информацию о планируемых мероприятиях еще на этапе их планирования. Наиболее полно данная проблема освещена в работах Землянова В.М. и Ронина Р.. Здесь же я предлагаю краткий обзор основанный, в том числе, и на их публикациях.

Агенты могут быть из стана врага, засланные, разовые, используемые в темную, используемые для дезинформации… Эти постулаты известны еще со времен древнего Китая. Именно в Китае они впервые были изложены на бумаге.

Вербовка агента

Подбор кандидата

Если вы определились с тем какую информацию хотите получить и иные способы получения искомых данных себя исчерпали, можно приступать к поиску кандидата для вербовки. Наиболее часто на кандидата обращают внимание в силу его личных качеств, близости к искомой информации, или исходя из стратегических планов. Подбор кандидатуры может происходить двумя методами:

- определяется человек, обладающий необходимой информацией, или близкий к источнику информации, а затем ищутся подходы к нему;

- очерчивается круг подходящих людей и из них выбирается наиболее пригодный для вербовки (наиболее уязвимый).

Человек не может существовать в вакууме, не контактируя с другими людьми. Рядом с ним всегда находятся другие люди. Действия человека всегда оставляют следы. Важно найти эти следы, собрать их и тщательно изучить. Это даст исходный материал для изучения намеченной кандидатуры. Исходные данные для подбора нужного человека можно также получить из:

- его ближайшего окружения (родственники, друзья, коллеги…);

- посредством прямого общения с кандидатом (под разными предлогами);

- посредством наблюдения за его поведением в разных ситуациях (в т.ч. созданных искусственно…);

- по опубликованным кандидатом статьям, письмам, докладам, по его интервью, выступлениям…

Выбирая кандидата для вербовки обращают внимание на особенности человека, на то, что выделяет его из общей массы людей. Особое внимание нужно уделить изучению и анализу его неудач (маленьким и большим), политических взглядов (симпатиям и антипатиям), увлечений (особенно аморальным), национальных особенностей, финансово-имущественного положения, религиозности, его связей и т.п. На данном этапе можно наметить основные сценарии вербовки:

- используя убеждения кандидата;

- используя компромат;

- используя чувства;

- используя финансовую заинтересованность.

Проверка кандидата

Предварительная проверка кандидата имеет целью более подробно изучить выбранного кандидата: его окружение, его поведение, его отношение к тем или иным фактам и событиям. Что бы точно определить движущие им мотивы и, соответственно, методы наиболее эффективного воздействия. Вначале нужно собрать сведения без непосредственного контакта с исследуемым. Наиболее используемыми источниками информации на данном этапе могут стать:

- ближайшее окружение объекта интереса (коллеги, знакомые, родственники и т.п.);

- документы (трудовая книжка, личное дело, медицинские карты, учетные карты и т.п.);

- личная корреспонденция;

- телефонные переговоры;

- наружное наблюдение за объектом;

- упоминания в прессе.

Чаще всего наиболее интересная информация добывается у лиц, контактирующих с объектом интереса. Именно люди окружающие кандидата могут рассказать много интересного о нем. Но при сборе таких данных необходимо помнить о том, что человек, рассказывая о чем то, привносит свое мнение – рассказчик интерпретирует данные по своему усмотрению, а значит изменяет первоначальный смысл. Иногда это делается умышленно, иногда неумышленно, Но это происходит. Поэтому при анализе таких сведений необходимо учитывать следующее:

- в какой степень рассказчик осведомлен об объекте, на сколько у них тесные отношения, на сколько объект ему доверяет;

- какие отношения между объектом и вашим собеседником в настоящее время, какими они были ранее;

- в какой степени свойство характера объекта, описываемое вашим собеседником, развито у самого собеседника (если свойство развито сильно – его оценки скорее занижены, если слабо – скорее завышены).

Если бесконтактный способ сбора данных исчерпал себя, а информации явно недостаточно – надо переходить к контактным методам сбора информации:

- прямое общение и обсуждение тех или иных вопросов;

- провоцирование (искусственное создание ситуации и наблюдение за поведением объекта);

- просьбы и контроль их исполнения.

Организация первого контакта и его углубление

Первый контакт должен быть организован так, чтобы у объекта была абсолютная иллюзия случайности этого контакта. В противном случае объект может насторожиться и развития не получится. Ситуации, которые подходят для такого контакта, часто возникают сами и тут главное не упустить шанс, а в последствии правильно развить общение. Наиболее удобные варианты знакомства зависят от самого объекта: от его пола, возраста, профессии, привычек, увлечений, характера и т.п.. От его настроения, состояния здоровья, от погоды, от окружающей обстановки и еще от огромного количества факторов. Важное значение имеет ваш внешний вид, ваш стиль общения, ваше настроение. Наиболее используемые способы знакомства:

- провоцирование объекта на оказание помощи;

- оказание помощи объекту;

- знакомство через общих знакомых;

- знакомство на различных мероприятиях;

- знакомство посредством хобби;

- вызов интереса к себе;

- через продажу или покупку чего то.

Первый контакт имеет целью только знакомство. Поэтому при первом знакомстве можно лишь договориться о дальнейшем общении и не более того.

Далее необходимо создать поводы для поддержания контакта. Необходимо максимальное количество встреч (контактов) поскольку в результате вы сможете получить максимум необходимой информации об объекте и выше вероятность, что вы понравитесь объекту. Способы углубления контакта основаны на подигрывании объекту, на удовлетворении его потребностей особенно тех которые ему затруднительно удовлетворить. Здесь можно сыграть на:

- потребности в общении объекта;

- потребность в сочувствии;

- потребность в доминировании;

- потребность в самоутверждении;

- потребность в сотрудничестве.

Собственно вербовка

Для привлечения человека к сотрудничеству, необходимо максимально точно выявить его наиболее сильные мотивы. Когда точно знаешь что человеку нужно и есть возможность ему это предложить или забрать – несложно стать его господином. А мотивами объекта могут быть:

- месть;

- тщеславие;

- политические убеждения;

- романтизм;

- религиозные чувства;

- властолюбие;

- национализм;

- высокое самомнение;

- материальные затруднения;

- любовь;

- жадность;

- страх;

- сострадание;

- пороки…

Привлечение к доверительному сотрудничеству можно осуществлять несколькими способами в зависимости от поставленных целей и особенностей самого объекта:

- от своего имени;

- от чужого имени;

- от имени одного с последующей передачей другому;

- без указания вербующей стороны.

Помимо использования имеющихся у объекта мотивов можно прибегнуть к следующим методам:

- убеждение;

- шантаж;

- угроза физической расправы;

- зомбирование;

- игра на эмоциях.

Внедрение агента

Не всегда можно «убедить» кого то из окружения объекта стать вашим осведомителем. Но информация изнутри системы нужна. Поэтому приходиться использовать другой метод – внедрение. Подбор кандидата осуществляется в основном по тем же принципам что и при вербовке. С одной лишь разницей, что в данном случае нужно выявить потребности объекта, куда планируется внедрение, в персонале или услугах. А затем подобрать или подготовить агента в соответствии с этими требованиями.

Прежде всего изучается сам объект. Изучаются все стороны жизни объекта, собираются данные по сотрудникам, изучаются объявления о найме сотрудников, выявляются кадровые агентства, с которыми работает объект, сервисные компании поставляющие канцелярию, воду, питание, осуществляющие уборку… Агент, планируемый к внедрению, должен быть максимально подходящим, с точки зрения объекта. Поэтому при подготовке или подборе агента руководствуются именно требованиями, выдвигаемыми к кандидату объектом.

Само внедрение до боли обыденно. Это предложение объекту от агента себя в качестве работника со ссылкой на объявления о поиске сотрудников. Затем собеседования, проверки, испытательный срок… Важно что бы у будущего агента не было выявляемых связей с вами, с конкурентами и т.п..

Связь с агентом

Связь это достаточно уязвимый аспект агентурной работы. Поэтому организации связи с агентом необходимо уделять особое внимание. Всегда необходимо помнить, что по разным причинам существующий канал может быть нарушен, поэтому должен быть запасной вариант связи и не один. Помимо обычных (информационных) каналов необходимо иметь несколько сигнальных каналов. Их смысл заключается не в передаче значительных объемов информации, а в передаче одного единственного сигнала. Такой сигнал может означать разное от «готов к встрече» до «работаю под контролем». О таких каналах и о значении сигналов нужно договариваться заранее. Формы сигнальной связи зависят только от вашей фантазии и ограничены лишь тем, что должны выглядеть естественно и не вызывать у окружающих никакого интереса.

Обычная информационная связь может осуществляться следующими способами:

- непосредственное общение;

- техническая связь (телефон, радио, электронная почта…);

- почтой;

- подбрасыванием сообщений;

- курьерами;

- посредством тайников;

- передачей при моментальных контактах…

Прямое общение может происходить у общих знакомых, в местах общего пользования, на общественных мероприятиях… Только при подготовке такого контакта не забудьте подготовить и пути для экстренного ухода. По телефону возможно прямое общение, общение через аппарат – посредник, с использованием шифраторов. Хорошие возможности дают мобильные телефоны, купленные на подставных лиц. Только при этом нельзя забывать о возможности локализации мобильного телефона, иногда с точностью до десятка метров. Правда стоит сделать оговорку – локализация осуществляется в горизонтальной плоскости, а вот выявить высоту источника сигнала обычными средствами нельзя. При курьерской связи можно использовать постороннего курьера, или последовательность из нескольких курьеров. Почтовые отправления лучше делать из неожиданных мест или при помощи посторонних людей. Передачу информации через электронную почту нужно проводить из Интернет кафе, причем каждый раз из нового или с помощью мобильника оформленного на дядю Васю из Рио-Дэ-Жанейро. Лучше использовать несколько почтовых ящиков с последовательной переадресацией, а также шифрование данных.

Завершение работы с агентом

Как бы ни интересна была информация от агента, но рано или поздно наступает момент, когда контакт перестает иметь смысл. Такой причиной может быть:

- когда в услугах агента отпадает необходимость;

- когда агент начинает свою игру;

- когда агент становится опасным свидетелем.

Особенности вывода из операции

Целью консервации агента является нейтрализация возможных неприятностей от него. А как этого достичь зависит от особенностей самого агента. Один из наиболее используемых способов это объявление агенту, что в связи с его ценностью с одной стороны и опасностью ситуации с другой, принято решение на некоторое время его деятельность приостановить, а связь прервать. Но через какое то время контакт будет возобновлен. Такое расставание имеет свои преимущества:

- агент надеется на дальнейшее сотрудничество и не предпринимает нежелательных шагов;

- агент, в случае необходимости, может быть возвращен в работу.

Но бывают ситуации, когда надежды на благоразумие агента нет. В таком случае важно как была организована работа с агентом. Если связь была бесконтактной (агент не имеет возможности самостоятельно выйти на вас) то контакт просто прерывается.

В зависимости от особенностей агента, и от видов на него в дальнейшем, заканчивать отношения с агентом можно:

- учтиво;

- грубо;

- радикально.

Все зависит от ситуации и самого агента.

Наружное наблюдение

Одним из самых простых способов скрытного изучения является наружное наблюдение. Этот метод используется весьма эффективно в науке при изучении поведения людей, животных, протекания разнообразных процессов. Идея его использования в коммерческой разведке та же – проследить как ведет себя объект в естественных условиях или в специально подготовленных для него условиях. Смысл его заключается в наблюдении за объектом интереса без уведомления последнего. В этом случае наблюдатель получает возможность увидеть действительную а не притворную сторону жизни объекта изучения, увидеть то что есть на самом деле. Увидеть как и где объект проводит время, чем занимается, с кем контактирует и еще много чего интересного. Если искусственно создать определенные условия - можно увидеть как поведет себя объект в новых обстоятельствах, как отреагирует, что предпримет, к кому обратиться, куда пойдет…

Наружное наблюдение за стационарным объектом

Наблюдение за стационарным объектом подразумевает под собой наблюдение за зданиями, сооружениями, строениями, открытыми площадками, иными объектами, которые не могут сменить место положения. Такое наблюдение может вестись за местом жительства кого то, местом работы, за предприятием или организацией. Главное условие – объект интереса не сменить место дислокации, а значит наблюдатель имеет возможность организовать стационарный наблюдательный пункт. Такой НП позволяет произвести хорошую маскировку, а для наблюдения использовать самые разнообразные технические средства. При выборе места для НП главными условиями являются максимальная скрытность и максимальный обзор интересующего места. Если со скрытностью более или менее понятно, то вот обзор требует некоторых пояснений. Иметь полный обзор исследуемого объекта весьма затруднительно. Поэтому нужно исходить из стоящей задачи. Если важно фиксировать посетителей –нужен качественный обзор входа. Если важно что происходит внутри – объектом внимания становятся оконные проемы. Если цель фиксировать факты загрязнения окружающей среды – под контролем должны быть дымовые трубы и трубы сброса отходов. И далее по аналогии. Также, при выборе места дислокации НП, обращают внимание на отсутствие постоянных, временных и возможных помех в секторе обзора. Иначе в самый ответственный момент обзор может загородить большой автомобиль, или зазеленевшее по весне дерево.

Ведя наружное наблюдение (не важно на стационарном НП, пешее или на авто) важно фиксировать каждое действие объекта и события вокруг него – например вести блокнот (время, место, действие, участники) или использовать диктофон. Также весьма полезно иметь фото и видеоаппаратуру с хорошим увеличением. Все запомнить невозможно, а такая фиксация позволит впоследствии восстановить все действия подопечного или восстановить события вокруг стационарного объекта (кто во сколько заходил/выходил, какие авто приезжали, что привозили), выстроить график его действий, определить где, когда и как часто он бывает. Сопоставить эти данные с другими наблюдениями или другой информацией. Фиксировать необходимо в какой момент времени где находился объект, что делал, с кем контактировал и т.д. (адреса, названия, номера авто, описание контактеров…). Понятно, что все зафиксировать проблематично, поэтому и важно использовать технические средства (фото, видео, кино, аудио аппаратуру, аппаратуру контроля эфира и т.п.).

Наблюдение за стационарным объектом осуществляется преследуя разные цели, например:

- перехватить разыскиваемого человека, автомобиль или иной объект;

- выявить режим работы данного объекта;

- выявить посетителей объекта;

- определить систему охраны объекта и систему контроля доступа на объект;

- понять активность работы объекта;

- получить информацию о лицах работающих на объекте;

- провести доразведку объекта для проведения конкретной операции.

Эти цели зависят от поставленных перед наблюдателем задач и могут варьироваться в широких пределах. Но выделяется из общей массы наблюдение с целью подготовить некое мероприятие, например проникновение на объект. Очень важно выявить такие подготовительные действия и понимать что последует за ними. Тогда можно подготовиться и не допустить нежелательного развития. При изучении объекта перед проникновением внутрь выясняют следующее:

- все возможные пути подхода и отхода, особенно пути скрытного подхода;

- места, где можно укрыться и откуда можно вести наблюдение;

- распорядок обитателей объекта и его соседей;

- график движения транспорта вблизи объекта;

- временные моменты регулярных шумов (для возможного шумового прикрытия);

- организацию охраны объекта;

- порядок пропуска сотрудников и посетителей;

- внутреннюю планировку объекта;

- количество входов и разницу в их режиме.

Изучение системы охраны подразумевает выявление:

- количество постов и охранников на постах;

- сектор обзора постов;

- порядок смены охранников;

- наличие и особенности системы видеонаблюдения и сектора обзора видеокамер;

- наличие и особенности системы контроля доступа;

- порядок допуска на объект и отношение проверки пропусков отдельных охранников;

Изучение внутренней планировки возможно следующими путями:

- прямая попытка прохода («ошибся адресом» и т.п.);

- изучение плана пожарной эвакуации при входе;

- заглядывание в окна;

- сравнение с объектами аналогичной архитектуры;

- со слов работающих на объекте;

- из документов в БТИ;

При ведении наблюдении важно быть незамеченным. Маскировка имеет первостепенное значение. Не всегда наблюдатель может оборудовать себе качественный НП. На то есть разные причины, чаще всего нехватка времени и средств. А иногда простая человеческая лень и надежда на авось. Такое поведение неприемлемо для профессионалов и является подарком для защищающегося. В случае пешего наблюдения, в зависимости от продолжительности процедуры, могут использоваться следующие способы:

- провести рекламную акцию или промоушен акцию в непосредственной близости;

- попить кофе в соседнем кафе;

- начать ремонт «внезапно» сломавшегося автомобиля;

- почитать газету на лавочке невдалеке;

- погулять с собачкой в сквере;

- назначить свидание девушке в непосредственной близости;

- пособирать бутылки и т.п..

В особо сложных ситуациях можно использовать все сценарии попеременно, с разными исполнителями. Если есть возможность привлечь автотранспорт – можно вести наблюдение из него. При этом важно поставить машину так, чтобы видеть объект не заставляя себя сильно поворачивать голову и при этом не привлекать внимание. Хорошо использовать машину с затонированными стеклами. Но при нормальной организации охраны появление посторонней машины вызовет у них интерес. А если такая машина будет стоять долго – готовьтесь приходу любопытных под разными предлогами. Поэтому важно периодически менять машину, сидящих в ней людей и ставить авто в разных местах.

Если вам удалось выявить наблюдение за вашим объектом не стоит сразу же бросать все силы на его ликвидацию. Гораздо важнее предпринять действия к предупреждению особо негативных последствий, к выявлению что контролируют именно вас, а так же выявлению тех кто против вас играет и их целей, и к дезинформации оппонента. Для этого нужно установить контрнаблюдение и принять меры для маскировки своих действий или дезинформации. Наблюдая за НП оппонента вы можете получить следующую информацию:

- как давно ведется наблюдение;

- какие силы и средства задействованы;

- откуда приходят (приезжают) наблюдатели и куда удаляются;

- какими каналами связи пользуются;

- на сколько профессионально работают;

- и т.п..

Все это даст возможность правильно сделать выводы и начать свою игру по своим правилам.

Наружное наблюдение за пешим объектом

Наружное наблюдение за перемещениями объекта может оказаться не менее результативным. При правильном проведении такое наблюдение дает информацию о маршрутах движения объекта, о его графике, о его контактах, о местах встреч, о самих контактерах. В конце концов посредством данного инструмента можно понять кем является объект, каков его круг интересов, круг общения, где он бывает, чем занимается.

В случае с пешим наблюдением одним из важнейших моментов остается скрытность. В случае обнаружения наблюдателей теряется сам смысл мероприятия, если только обнаружение не является заранее спланированной провокацией с целью дестабилизировать ситуацию и подтолкнуть объект к определенным действиям. Поэтому необходимо заранее принять меры для незаметности исполнителей и их действий.

Во первых внешний вид наблюдателей. Они не должны выделяться из общей массы. Эдакие неприметные личности – среднестатистические люди. Средний рост, среднее телосложение, неброская одежда, никаких особых примет… Никаких явных украшений, выделяющейся одежды, необычных причесок, радикальных цветов и т.п. Неприметным должен быть не только внешний вид, но и поведение сотрудников. Спокойное, размеренное движение, без суеты и дерганий. Ничто не должно выделять их из общей массы окружающих людей.

Во вторых – оперативники должны хорошо знать как выглядит объект интереса. Это необходимо для того, чтобы «взять» его на старте и не упустить ни при каких обстоятельствах. Даже в случае временного выхода объекта из под опеки нужно иметь возможность восстановить наблюдение, а для этого каждый из группы должен знать как выглядит опекаемый.

В третьих – в одиночку вести человека весьма затруднительно. А при длительном наблюдении или в особых условиях и вовсе невозможно. Поэтому мероприятие должны проводить несколько наблюдателей. Например один держит объект в непосредственном поле зрения (это ведущий), а остальные ориентируются на ведущего. Через некоторое время на роль ведущего выходит другой сотрудник, а предыдущий уходит в ведомые. И так попеременно сотрудники меняются местами. Даже если объект начнет проверяться, ему будет непросто выявить наблюдение – ведь он не найдет одно и то же лицо в разных ситуациях – люди периодически меняются. Такая смена должна происходить с некоторым интервалом времени, но в особых обстоятельствах (объект заметил наблюдателя) ракировка должна производиться незамедлительно, но без лишней суеты.

Помимо скрытности использование нескольких сотрудников при наружном наблюдении дает возможность выявить чужую «наружку» за подопечным или за собой. При ведении наблюдения группой возможен и вариант параллельного следования. Например объект и ведущий движутся по одной стороне улицы, а ведомый параллельно по противоположной стороне. При наличии надежной связи и знаний о местности проведения мероприятия возможна и работа на опережение. В этом случае один или несколько оперативников, понимая, что объект не сможет уйти с маршрута, выдвигаются параллельными путями к вероятному месту прохождения объекта. А ведущий со своей группой движется за подопечным. В месте пересечения маршрутов группы меняются ролями. Таким образом объект не видит одни и те же лица.

Наружное наблюдение за автомобилем

Наружное наблюдение на автомобилях подчинено тем же принципам, что и пешее, но в данном случае есть свои особенности. Они связаны с особенностями организации движения, иначе говоря это правила дорожного движения, ограниченность маневра и сложность маскировки. Эти особенности накладывают свой отпечаток на проведение мероприятия и требуют исполнения определенных правил.

Первое из них связано с маскировкой. То же самое что и при пешем наблюдении – одной машиной очень трудно долго оставаться незамеченным, а при определенных обстоятельствах и невозможно. Поэтому важно иметь группу из нескольких машин, лучше разных. Сами автомобили должны быть неприметными. Никаких ярких или модных цветов. Наиболее распространенные модели. Снаружи ничего лишнего – только стандартная комплектация. Внутри водитель и штурман, желательно иметь в такой машине форсированный двигатель, топливный бак повышенной вместимости, запас питьевой воды и еды, и биотуалет. Может так статься, что не будет возможности покинуть авто длительное время, а то и просто остановиться. Неплохо что бы штурман так же имел водительские права, и документы на право управления этим автомобилем.

Методы контроля те же что и при пешем варианте (цепочкой со сменой ведущего, параллельно, и на опережение). Если есть возможность пометить машину объекта будет значительно проще вести его. Но не нужно это делать явно – можно насторожить подопечного. В качестве маркировки можно использовать визуальные или технические средства. В качестве визуальных – небольшую но яркую наклейку (например на бампер), а в качестве технических - радиомаяк.

Получение закрытой информации

Этим постом я начинаю цикл публикаций посвященных способам получения информации. Здесь будут рассмотрены большинство способов без оглядки на их законность или не законность. Это нужно для того чтобы вы понимали каким образом против вас могут работать оппоненты.