29 мар. 2008 г.

Разработка мероприятий психологического воздействия на сотрудников предприятия

(Не для слабонервных, и не для применения, а во избежании давления на вас...)

В самом начале статьи хочу обратить внимание читателей на то, что данный материал является моим мнением по обсуждаемой теме и не претендует на инструкцию к действию. Все изложенное необходимо для понимания того, как может вестись данная работа против вас, какие методы могут использоваться против кого бы то ни было, как это воздействие можно нейтрализовать.

Чем больше наше общество приближается к цивилизованному рынку, тем острее чувствуется конкурентная борьба с одной стороны и изменение в приоритетах у желающих оказать воздействие на конкурентов с другой стороны. Уходит время «беспредела», когда большинство вопросов решалось исключительно силовыми методами. А вместо них появляются более изощренные способы выведения из игры конкурента – экономические, социальные, психологические… И чаще всего объект атаки не догадывается, что сложившаяся ситуация не случайна, а результат кропотливой работы известных ему лиц. Соответственно появилась необходимость противопоставить что то такому воздействию. Но для того, что бы противостоять нужно знать КАК на тебя могут воздействовать, КАК готовятся такие мероприятия, по КАКИМ признакам можно выявить тот или иной этап подготовки и воздействия… Поэтому вначале предлагаю кратко ознакомиться с тем, как могут, по моему мнению, готовиться мероприятия по психологическому воздействию на коллективы хозяйствующих субъектов.

Первым шагом в разработке мероприятия психологического воздействия злоумышленник должен четко ответить себе на вопрос чего собственно он хочет? Для этого ему нужно проанализировать задачи субъекта, в пользу которого планируется данное мероприятие. И основываясь на результатах этого анализа определить цели психологического воздействия на объект. Например у заказчика есть конкурирующая фирма, обладающая интересующей частью рынка. Обычными экономическими мероприятиями провести экспансию на рынке не удается (то ли возможностей нет, то ли запас прочности у конкурента солидный). Соответственно задачей субъекта является захват рынка а способом ее реализации – устранение влияния конкурента, а последнее становится задачей для разработчиков психологического воздействия на коллектив конкурента. Следовательно целью действий нанятого им специалиста по психологическому воздействию, в зависимости от ситуации, можно назвать дестабилизацию экономического состояния конкурента неэкономическими методами, т.е. саботаж работы предприятия его же сотрудниками, уход из компании наиболее ценных сотрудников, раздор между лицами принимающими решения и т.п.

Изучение объекта воздействия и сбор информации о нем

Вначале Ваш противник должен определить какая информация нужна для реализации проекта, выявляет ее источники, способы ее получения и производит сбор информации. Полученная информация обрабатывается им и анализируется. В ходе такого изучения выявляются объекты непосредственного воздействия (те, на кого будет направлено воздействие), их уязвимость с точки зрения психологического воздействия, восприимчивость к тем или иным раздражителям, особенности характера и поведения… Объектами воздействия в данном случае являются группы людей с какими то общими признаками, интересами и т.п., реже отдельные люди.

Затем злоумышленник выбирает вероятную аудиторию воздействия, после этого выбранная аудитория изучается с точки зрения условий обстановки, уязвимости и восприимчивости. Условия обстановки – это те условия их окружения, которые оказывают значимое влияние на них. Это могут быть социальные, экономические, физические, географические условия… Особое внимание будет уделено системе власти и подчинения объекта, системе выработки, принятия и исполнения решений, трудностям управления, несостыковкам и промашкам руководства, его отношению к просчетам подчиненных, конфликтам и их подноготной, существующим группам и группировкам, реальным и скрытым лидерам, удовлетворенности оплатой и отношению к руководству, коррупции и системе безопасности, связям с другими предприятиями, положению на рынке, проводимой политика на рынке, честности бизнеса, связи с криминалом и силовыми структурами, корпоративной культуре, экономическим трудностям, способам выхода из критических ситуаций… Затем противник постарается выявить уязвимые стороны аудитории. Это побуждения аудитории, подверженность стрессам и устремления, управляемость и устойчивость. После этого им определяется восприимчивость аудитории к тем или иным воздействиям. Она во многом зависит от потребностей, побуждений и направленности действий аудитории.

Выбор тематики и символики воздействия

В зависимости от уязвимости и восприимчивости объекта воздействия и поставленных задач злоумышленник будет осуществлять выбор тематики и символики психологического воздействия. Тематика – предмет (сюжет) или направленность мероприятий, проводимых для достижения цели психологического воздействия. Тематика – связующее звено между уязвимыми сторонами и характером поведения объекта, обычно это «раскол группы», «принуждение к определенным действиям»… При выборе тематики Ваш оппонент должен учесть такие требования как:

- содержание материала должно быть простым – легким в восприятии и осмыслении

- тематика должна быть ориентирована на понятные объекту нужды

- тематика должна иметь завершенный смысл

- тема не должна содержать насмешек над объектом воздействия.

Вспомните трагедию АПЛ КУРСК и поднятую вокруг шумиху. Отсутствие официальной информации, своеобразное поведение власти и ажиотаж в СМИ, подогреваемый заинтересованными сторонами сформировали в массах соответствующее мнение о руководстве страны. Что только не предлагалось публике в качестве причин гибели подлодки. Но смысл всех вариантов сводился к одному и тому же – вооруженные силы РФ недееспособны, руководство страны самые плохие люди которые никогда не отдадут власть. Попав в благодатную почву российских обывателей эта информация должна была дать соответствующие всходы в виде двух вариантов выхода из сложившейся ситуации либо уехать из страны, либо взять эту власть силой. А это ничто иное как призывы к захвату власти, что является уголовно наказуемым деянием. Такое развитие событий выгодно очень многим на западе.

Тематика воздействия раскрывается посредством символики, которая может быть визуальной (лозунги, предметы, картины …), или звуковой (призывы, слухи, музыка …). Символика используется для выражения идей. Она должна быть проста, понятна, популярна и не противоречить морально-этическим нормам объекта. Чем символ понятнее, проще в запоминании и ближе к нуждам и чаяньям объекта воздействия, тем больше шансов что он осядет в сознании и начнет свою постепенную, незаметную разрушающую работу. Сколь не кощунственно это звучит, но разбирая трагедию КУРСКА можно утверждать, что символ (сама трагедия) был выбран очень удачно. Сопереживание свойственно для россиян. А в этой ситуации самыми сильными эмоциями было именно сопереживание погибшим и их семьям. Чей то дьявольский ум потрудился очень хорошо. Я думаю негативный осадок остался у всех нас, а значит выбит еще один кирпичик в фундаменте нашего государства. На тех же принципах строится и воздействие на меньшие аудитории.

Выбор средств и способов преподнесения и распространения информации

Выбор способа предоставления информации объекту воздействия будет осуществляется злоумышленником на основе тех же критериев: доступность, понятность, популярность, непротиворечие морально-этическим нормам. При этом могут быть использованы неофициальные и официальные каналы. К официальным, в данном случае, следует отнести СМИ, информация в которых может быть действительно официальной, а может быть заказной. К неофициальным каналам соответственно относятся слухи. Для наибольшей эффективности информация из любых источников должна, помимо перечисленных свойств, обладать следующими: достоверность либо видимость достоверности, желательно подтвержденная хотя бы косвенно иными источниками; своевременность, т.е. появиться она (информация) должна в период информационного голода по данной тематике; востребованность как следствие своевременности, а источник информации должен вызывать доверие или уважение.

При выборе средств распространения информации противник будет учитывать следующие критерии:

- возможность доведения информации до объекта – информация должна быть доведена именно до того, на кого направлено воздействие

- восприимчивость объекта – объекту должна быть понятна доводимая информация, а также вызывать планируемые реакции

- наличие средств на реализацию – сам процесс должен быть недорогим (по возможности) как для объекта воздействия так и для оператора

- источник информации должен вызывать доверие у аудитории

- своевременность доведения информации.

Разработка собственно метода воздействия

Данный этап состоит из двух. На первом противник сведет воедино собранную и синтезированную информацию. Конечным результатом этого подэтапа является получение более или менее четких ответов на следующие вопросы:

- что представляет собой объект психологического воздействия, каковы его уязвимые места

- где расположен объект

- что мы хотим ему показать

- почему мы хотим это выразить

- когда нам следует это выразить, что бы достичь максимального эффекта

- какими средствами нам следует это выразить

На втором подэтапе противник постарается выбрать наиболее оптимальный метод воздействия.

Чаще всего для скрытого воздействия используется такой инструмент как слух. Слух это специфический вид коммуникаций, возникающий спонтанно, либо искусственно. Слух может быть следствием информационного голода либо особой популярности данной темы.

Характеристики слуха, необходимые для понимания происходящих процессов:

- динамика слуха - это то как быстро он распространяется

- направленность слуха - это то откуда и куда он передается:

- снизу вверх – обычно из-за недостатка информации

- сверху вниз – чаще всего для подготовки почвы для каких то изменений

- горизонтально – чаще проявление недовольства чем то

После проработки всех моментов и проведения подготовительных мероприятий Ваш противник приступит непосредственно к реализации намеченного плана, в процессе чего он должен следить за реакцией аудитории и при необходимости вводить коррективы. Данный этап достаточно продолжителен, и поэтому при минимальной подготовке можно нейтрализовать воздействие приняв контрмеры. Чем раньше будет обнаружено влияние из вне на коллектив, тем больше шансов свести потери к минимуму, а при умелой манипуляции и получить собственную выгоду.

Как бороться с таким воздействием

Так, по моему мнению может происходить подготовка воздействия на предприятие и реализация этого воздействия. Основываясь на данной информации, можно проанализировать некоторые происходящие в коллективе процессы. Выявить их причины, источники и принять меры для исключения или ослабления влияния. Для эффективного противостояния попыткам психологического давления на коллективы необходимо на раннем этапе (этапе подготовки) выявить работу оппонента и нейтрализовать. Соответственно вся система противодействия должна состоять из подсистем выявления и пресечения. Суть работы подсистемы выявления состоит в обнаружении подготовительных действий и действий по реализации мероприятий, направленных на психологическое воздействие. А роль подсистемы пресечения сводится к эффективному блокирования таковых попыток и их нейтрализации.

Воздействие на группу людей, в данном случае на коллектив организации, направлено прежде всего на то, чтобы изменить (модифицировать) поведение этих людей, направить их к цели, выгодной манипулятору. Поэтому само воздействие можно разделить на индивидуальное и коллективное. Индивидуальное производится посредством некоего индивида, который становиться активатором, новым неформальным лидером и ведет оставшихся к нужной цели. Этот новый лидер может быть внутренним и внешним. Целью коллективного воздействия является одновременное доведение до точки кипения наибольшее количество членов коллектива. Но и тот и другой вариант подразумевает воздействие на отдельных людей посредством описанных выше инструментов. А соответственно и способы обнаружения вполне известные. Для выявления попыток сбора информации, т.е. подготовки к воздействию, нужно:

- иметь достаточно лояльных работников, которые вовремя об этом скажут

- иметь достаточно надежных партнеров

- иметь в соответствующих государственных структурах людей, которые смогут вовремя подсказать о проведении такой работы

Для выявления попыток воздействия на коллектив нужно:

- непрерывно собирать информацию о социально-психологическом климате в организации

- иметь достаточно лояльных работников, которые вовремя об этом скажут

Для эффективного пресечения попыток воздействия нужно:

- иметь опытного психолога, способного подобрать нужное противоядие

- не бояться открыто и честно говорить не только об успехах но и о неудачах

Для своевременного выявления и подавления попыток психологического воздействия на хозяйствующий субъект желательно постоянно контролировать движение слухов внутри коллектива. Наблюдать за слухами можно:

- посредством людей – «активаторов»

- посредством человека, которого называют «душой коллектива» и который бывает на всех мероприятиях

- посредством человека, который является для окружающих некой «жилеткой», в которую можно поплакаться

- посредством технических приспособлений

- посредством прямого общения с сотрудниками.

Все эти способы имеют свои плюсы и минусы, хочу только подчеркнуть, что наибольший результат могут достичь данные мероприятия при их одновременном, независимом и постоянном использовании. При качественной фиксации текста слуха можно использовать контент – анализ как инструмент изучения самого слуха. Хорошие результаты в этом плане дают программы ВААЛ, Пси-Офис.

Обращаю ваше внимание на то, что все способы выявления и пресечения попыток психологического воздействия на коллектив, за исключением технического сбора информации о настроениях в организации, основаны на взаимодействии с сотрудниками, на умении общаться с людьми, на взаимном доверии «руководитель - коллектив». Здесь не помогут административно – командные методы управления, если эти методы не будут поддержаны действительным авторитетом первого лица компании. Поэтому очень важно чтобы руководителю доверяли его сотрудники, но не внешне из-за страха потерять работу, а в действительности. Это достаточно сложно, но вполне реально. Понятно, что поздно пытаться заработать авторитет у подчиненных, когда развал в компании уже пошел. В такой ситуации необходимо принимать срочные меры. Нельзя предложить универсальную схему выхода из подобного кризиса – уж очень много особенностей в каждой конкретной ситуации, уж очень сложная и тонкая структура психология. Но некоторые закономерности существуют.

Во первых, если вы почувствовали что то неладное, заметили проявление каких то симптомов, проанализируйте ситуацию. Ответьте на следующие вопросы:

- каковы источники негативной информации, насколько они компетентны и можно ли им доверять

- происходило ли нечто подобное раньше и если да то каковы были причины, последствия…

- как может развиваться ситуация (все варианты)

- кто из сотрудников и каким образом может повлиять на ситуацию

- кто из сотрудников заинтересован в негативном развитии ситуации

- кто из внешнего окружения и каким образом может повлиять на ситуацию

- кто из внешнего окружения заинтересован в негативном развитии ситуации

Сравнив ответы на данные вопросы можно с достаточно высокой степенью уверенности предположить «откуда дует ветер» и соответственно какова цель злоумышленников.

Во вторых, основываясь на этих данных нужно разрабатывать план противодействия. Если можно с уверенностью сказать о том посредством чего злоумышленники хотят добиться своей цели, то необходимо как можно быстрее лишить злоумышленника возможности использовать данный инструмент в своих целях. Например, руководство некой компании не считало нужным посвящать в стратегические планы своих подчиненных. В один момент у этой компании появилась возможность совершить прорыв и увеличить подконтрольную долю рынка. Возникла необходимость все имеющиеся средства (в том числе и деньги подготовленные к выдаче заработной платы) одномоментно пустить на обеспечение этого проекта, естественно с возвращением через достаточно короткий период времени (около месяца). Для руководства все было просто и понятно, но никто из сотрудников об этом не подозревал и естественно связал задержку в выдаче заработной платы со стремлением руководства получить личную выгоду. Этим незамедлительно воспользовались конкуренты, начав подогревать соответствующие настроения в коллективе. Результатом стала подача заявления об увольнении несколькими ведущими специалистами.

Как в этой ситуации нейтрализовать негативное воздействие на коллектив? Первое, что нужно сделать – оценить обстановку (разобраться в происходящем) примерно по предложенной выше схеме. Следующим шагом определить ключевые моменты воздействия. В данном случае это отсутствие достоверной информации о происходящем у сотрудников и недоверие к руководству. Определяем каким образом можно лишить злоумышленника возможности манипулировать ключевыми моментами.

«Отсутствие достоверной информации» преодолевается просто – необходимо открыто и как можно быстрее, официально (например посредством общего собрания) рассказать сотрудникам о сложившейся ситуации. Но помните, если в процессе этого рассказа что то скроете и это что то выясниться - эффект будет многократно превосходить то с чем боролись. Этот способ основывается на способности людей к сопереживанию, отходчивости россиян и «вере в справедливого царя». Но еще раз обращаю внимание на то, что инициатива должна исходить от руководства, информация должна выдаваться в полном объеме и искренне, общий стиль – общение партнеров а не руководитель – подчиненный.

Но с этим ключевым моментом тесно связано «недоверие к руководству». Увы, доверие за пару дней нельзя заслужить – его нужно зарабатывать ежедневным трудом.

Сказанное здесь, вкупе с анализом существующей ситуации в Российском управлении, достаточно четко указывает на то, что наш топ менеджмент нуждается в качественном управленческом образовании. Именно понимание того, что административными методами можно управлять лишь на примитивном уровне подталкивает многих к получению дополнительного образования в области управления персоналом. В рамках данной статьи невозможно рассказать обо всем, что необходимо знать для нормального управления людьми как, невозможно освоить все премудрости современного управления за несколько месяцев и без отрыва от производства. Придется чем то жертвовать. Есть другой вариант – найти руководителя по управлению персоналом с соответствующими знаниями и опытом, а своим замом сделать человека, который будет «принимать» и реализовывать все непопулярные решения (простая игра в плохого и хорошего полицейских), а вам оставит действия приносящие политические дивиденды.

23 мар. 2008 г.

Методы прогнозирования

Как было сказано чуть раньше, многие методы анализа в конкурентной разведке уже дают прогностический результат. Это и дерево целей (декомпозиция), и морфологический анализ, и построение диаграммы развития событий… Поэтому остановимся на тех, которые на были описаны. Строго говоря к методам прогнозирования можно отнести большинство тех способов анализа информации, которые описаны в блоке «Изучение возможных вариантов» и еще некоторые приемы. Все они ориентированы на предположение того, что произойдет в будущем.

Вот их перечень:

Построение диаграммы возможного развития событий;

Анализ по схеме "А что если?";

Оценка альтернативных сценариев;

Анализ конкурирующих гипотез;

Составление диаграммы основного влияния или воздействия;

Анализ возможностей;

Метод «мозговой штурм»;

Метод фантазии;

Синтез данных.

Но есть несколько не вошедших в этот список приемов анализа. Они стоят как бы особняком. Поэтому предлагаю их рассмотреть отдельно.

Думание за противника

Это один из наиболее известных методов построения прогнозов. Его смысл сводится к тому, что аналитик начинает прорабатывать ситуацию встав на позиции своего оппонента – того, чьи действия необходимо просчитать. Безусловно, при таком подходе, на мнение аналитика накладывает отпечаток имеющиеся знания о себе, о своей системе. Полностью избавиться от такого влияния под силу не многим, необходимо вживаться в роль. Полезным бывает когда действия оппонента прорабатывают несколько человек. В этом случае снижается вероятность влияния «знаний о себе» на результат прогнозирования. Противники данного метода в качестве основного аргумента приводят именно эффект наложения своих знаний на результат прогнозирования. Это справедливо. По этому важно что бы аналитик во-первых достаточно глубоко знал предмет и объект, действия которого прогнозируются, а во-вторых занимался прогнозированием одного и того же объекта, а не разных в разное время.

Достаточно продуктивным использование мозгового штурма при «думании за противника» и использование нескольких команд экспертов. Одна команда выступает одной стороной, вторая второй, а третья неким посредником (судьей). Таким образом прорабатываются все возможные варианты, рассматриваются все аргументы и контраргументы. При этом важно фиксировать для дальнейшего анализа все варианты, какие только были упомянуты.

Метод Делфи

Это определенным образом развитый метод мозового штурма. В данном методе используется тот же принцип – каждый из участников высказывается по поводу поставленной проблемы. Используется тот же принцип анонимности. Но в отличии от мозгового штурма, после того как все участники высказались, каждый ознакамливается с результатами опроса (высказываниями и аргументами других), после чего процедура повторяется. Главное что бы сохранялась анонимность – мнения остальных коллег каждый участник изучает не зная кто автор того или иного утверждения или предложения. Если в процессе проведения второй процедуры появились новые идеи, то процесс вновь повторяется, и так до прекращения появления новых идей.

Прогнозирование

Роль и место прогнозирования

Прогнозирование необходимо для принятия решений. Нельзя обдуманно выбрать что то из нескольких альтернатив не предполагая дальнейшее развитие событий. Именно такая однозначность и вынуждает изучать проблему построения прогнозов. Для конкурентной разведки прогнозирование является крайне важным элементом, позволяющим опережать своего оппонента в конкурентной борьбе. Достаточно глубоко и интересно данное направление освещает в своих работах В. Плэтт. Также полезно изучить работы Н Малхотра, в частности «Маркетинговые исследования и эффективный анализ данных». Руководитель любого ранга вынужден заниматься прогнозированием, иначе он не сможет оптимально использовать имеющиеся ресурсы. Причина большого интереса к прогнозированию частенько является страх взять ответственность на себя. Таким руководителям необходим «стрелочник» на которого в случае чего можно сослаться. «Стрелочник» может выступать на эмоциональном уровне – когда просто есть на ком сорвать злобу, на психологическом уровне – когда не нужно винить себя за неудачу, на административном уровне – когда можно перевести наказание с себя на кого то еще. Вот таким «стрелочником» и становиться аналитик, который дает соответствующие прогнозы. Чтобы не стать громоотводом необходимо ответственно относиться к своей работе и глубоко знать предмет.

У прогнозирования есть и своя альтернатива. Она заключается в том, что не надо прогнозировать как будет развиваться ситуация, а нужно влиять на ситуацию, что бы она развивалась так как нам нужно. Это очень не просто и позволить это себе могут либо в верхних эшелонах управления (по отношению к регулируемой ситуации), либо виртуозы, имеющие знания, опыт и соответствующие ресурсы.

Понятно, что шире всего прогнозирование используется на среднем уровне управления. Для нижнего это слишком дорогое удовольствие, а на верхах предпочитают влиять на ситуацию, изменяя ее под себя, а не прогнозировать. Причем даже на верхних этажах власти далеко не все отдают предпочтение влиянию. Многие чиновники являются сторонниками прогнозирования, поскольку стремятся сохранить или улучшить свое положение при любом изменении политической ситуации и боятся взять ответственность на себя за эти изменения.

Прогнозирование как завершающий этап анализа

Разделить анализ и прогнозирование весьма не просто. Большая часть сложных методик анализа уже заточена на прогнозирование. Фактически анализ нужен для того, что бы создать прогноз. И понять где закончился собственно анализ и начался прогноз ой как не просто. Поэтому ниже будут описаны особенности прогнозирования как процесса интеллектуальной деятельности и даны несколько методов.

Безусловно прогнозирование имеет свои ограничения и не дает однозначный ответ на вопрос «что будет завтра» и это необходимо всегда учитывать. Также нельзя забывать и о том, что изучается состояние на сейчас, а в будущем возможны любые, самые невероятные изменения. Поэтому давая прогноз всегда необходимо оговаривать условия и границы развития конкретной ситуации, варианты изменений и их последствия. По сему содержание итогового документа аналитика должен быть примерно следующим:

Прогноз развития

- Сценарии воздействия на объект возможностей, преимуществ, угроз, слабостей и заинтересованных сил;

- Сравнение с аналогичными ситуациями и/или с аналогичным объектом;

- Возможные сценарии поведения в тех или иных ситуациях;

- Определение верхних и нижних пределов развития объекта с учетом возможностей, преимуществ, угроз и слабостей;

Рекомендации

- Что из слабостей и угроз целесообразнее использовать для достижения своих целей;

- Какие возможности и преимущества объекта необходимо нейтрализовать для достижения своих целей.

При работе над прогнозом важно помнить, что сам по себе прогноз так же влияет на развитие изучаемой ситуации если становится известен субъектам причастным к анализируемым событиям. Фактически такой прогноз является для участников событий чем то вроде стороннего совета. Прогнозы известных и авторитетных людей становятся силой, влияющей на развитие событий. По воздействию на участников событий прогнозы можно сгруппировать на:

- воодушевляющие и подталкивающие к активным действиям;

- запугивающие и тормозящие определенные действия;

- маскирующие (дезинформирующие).

По своей сути прогнозируемые варианты развития событий (объектов) можно разделить на регулярно повторяющиеся, редко повторяющиеся и неповторимые. Причем, как вы понимаете, неповторимая сейчас (впервые возникшая) ситуация в дальнейшем может перейти в категорию редких, а позже и в категорию регулярных. Результатом изучения регулярно повторяющихся событий являются выявленные закономерности и выведенные на их основе законы развития этих событий. Фактически такие закономерности (законы) есть ни что иное как унифицированный прогноз – «если А больше В, а с меньше В, то С меньше А». Сложнее обстоит дело с редкими ситуациями. Для них тоже можно вывести определенные закономерности, но не хватает базы для однозначного утверждения о незыблемости такого закона. Поэтому важно не пропустить тот момент, после которого выявленные закономерности перестают работать. Для этого необходимо заранее выявить соответствующие индикаторы и контролировать их состояние. Самым сложным в прогнозировании является работа с уникальными ситуациями. Здесь необходимо выявлять те элементы изучаемого события или объекта, которые не уникальны, а редки, а еще лучше регулярны. При выявлении достаточного объема таких элементов можно строить прогноз на основе законов, регулирующих их развитие. В данной ситуации важно понять что играет первостепенную роль в изучаемой ситуации (объекте) и именно эти элементы подвергнуть более глубокому исследованию.

Сам прогноз может базироваться на нескольких методах:

- на основе выявленных закономерностей – по средством определения цикличности в развитии, зависимости от неких повторяющихся факторов и т.п.;

- посредством изучения планов, намерений, настроений, склонностей и т.п.;

- по аналогии – путем выявления аналогичной ситуации в прошлом (прецедента);

- путем анализа тенденций и их наложения на объект изучения.

Но прогноз всегда становится результатом обработки собранного материала. И основная проблема заключается именно переработке большого количества сведений. Правда бывает и обратная ситуация – когда на лицо нехватка данных. Помимо этого необходимо учитывать влияние большого количества внешних и внутренних факторов (сил) влияющих на объект. Здесь стоит отметить особенность самого исследования. Суть этой особенности заключается в наличии или отсутствии значительного влияния на объект исследования со стороны человека (людей). Если такое влияние минимально – можно говорить о формальных исследованиях. Если же такое влияние присутствует, то необходимо учитывать результат интеллектуальной деятельности этих субъектов. Соответственно ограничиться формальными исследованиями нельзя и нужно использовать арсенал объективных методик.

Занимаясь прогнозированием необходимо соблюдать несколько правил, которые позволят максимально эффективно выполнять свою работу:

- Помнить, что при определенных обстоятельствах, невозможное может стать возможным.

- Стараться не строить выводы на основе личных симпатий и антипатий.

- Учитывать, что оппонентом может оказаться не менее прозорливый чем вы.

- Допускать, что часть ваших сведений может быть не верна.

- Не забывать, что люди часто думают одно, говорят второе, а делают третье.

- Не надеяться, что все участники событий будут действовать по правилам.

Люди, принимая решения, руководствуются некими своими соображениями. Эти соображения можно достаточно точно прогнозировать если знать мотивы субъекта и силы на него воздействующие. Но тем ни менее иногда человек действует вопреки здравому смыслу. И это тоже необходимо учитывать. Объяснения неоптимального поведения людей могут быть следующими:

- использование недостоверной информации (дезинформация, недостаток информации и т.п.);

- манипулирующее воздействие со стороны ( в т.ч. шантаж, угроза, болезнь и т.п.);

- особенности психики (глупость, психические нарушения, психическая зависимость, старческий маразм)

- некомпетентность;

- знание чего то неизвестного вам или особая дальновидность субъекта.

Способность к прогнозированию можно и нужно развивать. Такое развитие возможно посредством нескольких действий:

- необходимо выбрать некую область человеческого бытия, достаточно хорошо освещаемую, динамично развивающуюся и тщательно ее изучать, вникая во все нюансы, тонкости, особенности;

- необходимо проводить регулярные тренировки прогнозирования – строить краткосрочный прогноз в выбранной области, которую изучаете и сравнивать свои прогнозы с тем какое развитие событий происходит на самом деле;

- выявленные ошибочные прогнозы тщательно анализировать на предмет причины неточности.

Сам процесс прогнозирования можно формализовать и разбить на ряд действий:

- изучить объект и текущее положение дел;

- выделить силы, оказывающие на объект влияние;

- изучить историю объекта и выявить тенденции;

- найти аналогии в ближайшем окружении, в отрасли, в государстве и т.п.;

- выявить представления, планы, намерения, возможности лиц, могущих оказать влияние на объект;

- определить возможные варианты развития событий;

- выявить факторы способствующие или препятствующие тому или иному варианту;

- понять какое развитие желательно, какое приемлемо, какое нежелательно, какое недопустимо;

- собрать максимально возможное количество мнений о возможном развитии событий в т.ч. и уже существующие прогнозы;

- выявить характеристики и признаки, которые позволят определить направление развития ситуации;

- определить способы стимулирования развития ситуации или ее торможения;

- на основе полученных данных описать возможные сценарии развития и методы влияния на них;

- составить итоговый документ.