Как было сказано чуть раньше, многие методы анализа в конкурентной разведке уже дают прогностический результат. Это и дерево целей (декомпозиция), и морфологический анализ, и построение диаграммы развития событий… Поэтому остановимся на тех, которые на были описаны. Строго говоря к методам прогнозирования можно отнести большинство тех способов анализа информации, которые описаны в блоке «Изучение возможных вариантов» и еще некоторые приемы. Все они ориентированы на предположение того, что произойдет в будущем.
Вот их перечень:
Построение диаграммы возможного развития событий;
Анализ по схеме "А что если?";
Оценка альтернативных сценариев;
Анализ конкурирующих гипотез;
Составление диаграммы основного влияния или воздействия;
Анализ возможностей;
Метод «мозговой штурм»;
Метод фантазии;
Синтез данных.
Но есть несколько не вошедших в этот список приемов анализа. Они стоят как бы особняком. Поэтому предлагаю их рассмотреть отдельно.
Думание за противника
Это один из наиболее известных методов построения прогнозов. Его смысл сводится к тому, что аналитик начинает прорабатывать ситуацию встав на позиции своего оппонента – того, чьи действия необходимо просчитать. Безусловно, при таком подходе, на мнение аналитика накладывает отпечаток имеющиеся знания о себе, о своей системе. Полностью избавиться от такого влияния под силу не многим, необходимо вживаться в роль. Полезным бывает когда действия оппонента прорабатывают несколько человек. В этом случае снижается вероятность влияния «знаний о себе» на результат прогнозирования. Противники данного метода в качестве основного аргумента приводят именно эффект наложения своих знаний на результат прогнозирования. Это справедливо. По этому важно что бы аналитик во-первых достаточно глубоко знал предмет и объект, действия которого прогнозируются, а во-вторых занимался прогнозированием одного и того же объекта, а не разных в разное время.
Достаточно продуктивным использование мозгового штурма при «думании за противника» и использование нескольких команд экспертов. Одна команда выступает одной стороной, вторая второй, а третья неким посредником (судьей). Таким образом прорабатываются все возможные варианты, рассматриваются все аргументы и контраргументы. При этом важно фиксировать для дальнейшего анализа все варианты, какие только были упомянуты.
Метод Делфи
Это определенным образом развитый метод мозового штурма. В данном методе используется тот же принцип – каждый из участников высказывается по поводу поставленной проблемы. Используется тот же принцип анонимности. Но в отличии от мозгового штурма, после того как все участники высказались, каждый ознакамливается с результатами опроса (высказываниями и аргументами других), после чего процедура повторяется. Главное что бы сохранялась анонимность – мнения остальных коллег каждый участник изучает не зная кто автор того или иного утверждения или предложения. Если в процессе проведения второй процедуры появились новые идеи, то процесс вновь повторяется, и так до прекращения появления новых идей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий