23 мар. 2008 г.

Методы прогнозирования

Как было сказано чуть раньше, многие методы анализа в конкурентной разведке уже дают прогностический результат. Это и дерево целей (декомпозиция), и морфологический анализ, и построение диаграммы развития событий… Поэтому остановимся на тех, которые на были описаны. Строго говоря к методам прогнозирования можно отнести большинство тех способов анализа информации, которые описаны в блоке «Изучение возможных вариантов» и еще некоторые приемы. Все они ориентированы на предположение того, что произойдет в будущем.

Вот их перечень:

Построение диаграммы возможного развития событий;

Анализ по схеме "А что если?";

Оценка альтернативных сценариев;

Анализ конкурирующих гипотез;

Составление диаграммы основного влияния или воздействия;

Анализ возможностей;

Метод «мозговой штурм»;

Метод фантазии;

Синтез данных.

Но есть несколько не вошедших в этот список приемов анализа. Они стоят как бы особняком. Поэтому предлагаю их рассмотреть отдельно.

Думание за противника

Это один из наиболее известных методов построения прогнозов. Его смысл сводится к тому, что аналитик начинает прорабатывать ситуацию встав на позиции своего оппонента – того, чьи действия необходимо просчитать. Безусловно, при таком подходе, на мнение аналитика накладывает отпечаток имеющиеся знания о себе, о своей системе. Полностью избавиться от такого влияния под силу не многим, необходимо вживаться в роль. Полезным бывает когда действия оппонента прорабатывают несколько человек. В этом случае снижается вероятность влияния «знаний о себе» на результат прогнозирования. Противники данного метода в качестве основного аргумента приводят именно эффект наложения своих знаний на результат прогнозирования. Это справедливо. По этому важно что бы аналитик во-первых достаточно глубоко знал предмет и объект, действия которого прогнозируются, а во-вторых занимался прогнозированием одного и того же объекта, а не разных в разное время.

Достаточно продуктивным использование мозгового штурма при «думании за противника» и использование нескольких команд экспертов. Одна команда выступает одной стороной, вторая второй, а третья неким посредником (судьей). Таким образом прорабатываются все возможные варианты, рассматриваются все аргументы и контраргументы. При этом важно фиксировать для дальнейшего анализа все варианты, какие только были упомянуты.

Метод Делфи

Это определенным образом развитый метод мозового штурма. В данном методе используется тот же принцип – каждый из участников высказывается по поводу поставленной проблемы. Используется тот же принцип анонимности. Но в отличии от мозгового штурма, после того как все участники высказались, каждый ознакамливается с результатами опроса (высказываниями и аргументами других), после чего процедура повторяется. Главное что бы сохранялась анонимность – мнения остальных коллег каждый участник изучает не зная кто автор того или иного утверждения или предложения. Если в процессе проведения второй процедуры появились новые идеи, то процесс вновь повторяется, и так до прекращения появления новых идей.

Комментариев нет: