29 сент. 2009 г.

НА ОСНОВЕ ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ

Александр КОНДРАТЬЕВкандидат военных наук, профессор АВН
http://www.vpk-news.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2061:2009-09-16-09-54-22&catid=280:dss&Itemid=451

Разведка на основе анализа открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки. Это одна из семи разведывательных дисциплин (так в разведсообществе называют виды разведки в зависимости от типа привлекаемых сил или средств), которая применяется еще со времен Второй мировой войны. До недавнего времени такая разведка пребывала на второстепенных позициях. Вместе с тем реалии таковы, что для обеспечения национальной безопасности государства уже недостаточно с помощью спутника посчитать количество танков противника.

Нестабильная военно-политическая обстановка, новые экономические и военные центры силы, асимметричные угрозы, резкое увеличение информационного потока и возрастание роли самой информации - все это стало спецификой XXI века и причиной активизации усилий американского разведывательного сообщества по повышению значимости такого вида деятельности.

В сферу интересов разведки на основе анализа открытых источников информации входят добывание и обработка официальных документов, проектов военных уставов и наставлений, отслеживание новых научных разработок, баз данных, коммерческих и государственных интернет-сайтов, сетевых дневников и многого другого, что стало доступно в «информационном веке». Такая разведывательная дисциплина дополняет уже существующие, но от того не становится менее важной.

Применение OSINT-разведки позволяет получить ответ на многие возникающие у военно-политического руководства страны вопросы, а также сосредоточить усилия других разведорганов на выполнении более сложных и узких задач, не распыляя силы агентурной и других разведок на добывание того, что можно получить из открытых источников.

Разведка на основе анализа открытых источников информации ведется и в период проведения многонациональных и миротворческих миссий, снимая существующие барьеры при организации обмена разведданными между участниками кампании из разных государств. Ее роль еще более возрастает во время специальных операций (special operations), особенно когда США хотят скрыть свое участие в них. Значимость такой разведки отмечал еще президент Линдон Джонсон, когда произносил речь на церемонии принятия присяги Ричардом М. Хелмсом в качестве директора ЦРУ (30 июня 1966 года): «Высшие достижения не являются результатом потихоньку пересказанной тайной информации, а происходят из терпеливого, ежечасного изучения печатных источников».



ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН



--------------------------------------------------------------------------------
Разведку на основе анализа открытых источников информации используют в разведывательном сообществе США с февраля 1941 года, то есть с момента формирования в составе комиссии по коммуникациям Информационной службы зарубежного вещания (Foreign Broadcast Information Service - FBIS).

Для создания службы, главной задачей которой стал контроль радиовещания стран нацистского блока, президент Рузвельт выделил 150 000 долл. (в то время на эти деньги можно было построить четыре самолета P-51 «Мустанг», ставших впоследствии лучшими истребителями ВВС США Второй мировой). Уже в ноябре 1941 года в Портланде, штат Орегон, была развернута и первая станция мониторинга.

С началом войны FBIS передали в состав министерства обороны, а после ее окончания - в ЦРУ. По одной из легенд классическим примером деятельности службы во время Второй мировой войны стало определение эффективности нанесения авиаударов войсками сил антигитлеровской коалиции по железнодорожным мостам в зависимости от колебаний цен на апельсины в Париже.

До момента поглощения службы сформированным в начале XXI века Центром разведки OSINT в ее подчинении находилось 19 станций мониторинга, развернутых в разных странах мира. Сотрудниками таких станций были не только граждане США, но и местные жители (носители языка). Часть материалов переводилась сразу на местах, другая отправлялась в центральный офис в Рестоне, штат Вирджиния. Основными потребителями подготавливаемых службой документов были более 700 абонентов в разведсообществе, правительственные и правоохранительные органы и ведомства федерального и местного уровней.

Тем не менее до недавнего времени такая разведывательная дисциплина была второстепенной, непопулярной и непрестижной. В свое время один из сотрудников разведсообщества отмечал, что «разведка на основе анализа открытой информации выглядит просто неуместной, а американская разведка предпочитает работать с агентурой и спутниками».

Призывы пересмотреть такую позицию раздавались в Америке давно. Но главное, по мнению многих американских аналитиков, было понять, что тайно собранная информация не является более ценной только потому, что ее труднее добыть.

Например, легендарный аналитик ЦРУ Шерман Кент, которого в США считают отцом «аналитической разведки», еще в 1947 году утверждал, что в мирное время до 80 процентов информации, необходимой политикам для принятия решений, доступно из открытых источников. Позднее бывший руководитель Разведуправления минобороны США генерал-лейтенант Самуэль Уилсон дал еще более высокую оценку такой разведывательной дисциплине, отмечая, что 90 процентов разведданных приходит из открытых источников и только 10 - за счет работы агентуры. В этой связи настоящим героем-разведчиком, по его убеждению, становится не Джеймс Бонд, а Шерлок Холмс.

Первые движения в этом направлении начались сразу после окончания холодной войны, когда изменились и угрозы, к которым должно было быть готово разведывательное сообщество. «Если раньше главной задачей американской разведки было использование спутников для подсчета количества танков, самолетов и т. д., то сейчас возросшее число угроз вынуждает нас собирать любую доступную информацию по странам-изгоям, террористическим группировкам и любым другим вопросам, касающимся обеспечения глобальных интересов США», - отмечали в конце 80-х годов прошлого столетия американские аналитики.

Но бесспорно ключевую роль сыграла информационная революция, открывшая колоссальные возможности Интернета и в разы повысившая доступность различных информационных ресурсов. Тем не менее особых успехов в тот период достигнуто не было, большая часть доступной и необходимой информации просто не собиралась, не обрабатывалась и не анализировалась. Об этом свидетельствуют и материалы трех комиссий, сформированных американским конгрессом.

Комиссия Аспина-Брауна (Aspin-Brown), анализировавшая в 1996 году деятельность разведывательного сообщества после окончания холодной войны, сделала вывод, что оно очень медленно движется по пути повышения важности и масштабов использования сведений, получаемых на основе анализа открытых источников информации, особенно из сети Интернет. Комиссия отмечала, что объемы подобной информации выросли в разы, но разведывательное сообщество по-прежнему не уделяет ей достаточного внимания. Кроме того, комиссия указала на необходимость развертывания специализированной компьютерной сети, которая позволила бы связать всех аналитиков вместе.

В 2002 году так называемая комиссия 9/11 (9/11 Commission's) тоже отметила низкий уровень использования подобной информации, предложив сформировать специальный центр в рамках ЦРУ. Позднее и комиссия Грахама-Талента (Graham-Talent) по контролю за оружием массового поражения заняла аналогичную позицию, указав на отсутствие какого-либо движения в этом направлении.



СЕТЬ ЦЕНТРОВ

2004 год ознаменовался для американской разведки началом нового этапа масштабного реформирования. В этом году Джордж Буш подписал закон «О реформировании разведки и противодействии террористической угрозе», содержащий указания о включении OSINT-разведки в качестве полноценной и равноправной разведывательной дисциплины в деятельность американской разведки, а также о формировании Национального центра разведки на основе анализа открытых источников информации.

Сегодня специалисты нового центра ежедневно готовят более 2000 документов, включая переводы, аналитические обзоры, видеоподборки, карты и др. Тематика документов охватывает практически все важные сферы: международную политику; военную, экономическую, научную и технологическую сферы; борьбу с терроризмом; контроль за распространением военных технологий; внутреннюю безопасность и так далее.

Более того, сейчас в США сформирована разветвленная сеть центров и пунктов, ведущих разведку на основе анализа открытых источников информации и предоставляющих сведения более чем 7000 потребителям разведданных. И это не что иное, как результат скоординированных действий законодательной и исполнительной власти, направленных на осуществление целенаправленной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Подобные структуры есть на всех уровнях. Например, Федеральное исследовательское управление библиотеки конгресса ведет информационно-аналитическую деятельность по внутренним и внешним вопросам обеспечения национальной безопасности в интересах федерального правительства. Специалисты управления способны переводить и анализировать иностранные источники на 25 языках.

Аналогичными центрами также располагают научно-исследовательские и учебные заведения Америки, в том числе и государственные университеты Техаса, Алабамы, Мэриленда и многих других штатов. Например, в католическом колледже в Эри, штат Пенсильвания, в 1995 году сформирован Центр разведки на основе анализа открытых источников информации CIRAT. Центр тесно сотрудничает не только с ФБР, ЦРУ, министерством обороны и министерством внутренней безопасности, но и с Национальным разведывательным советом, возглавляемым президентом США.

В стенах института проходят подготовку будущие сотрудники разведывательных ведомств, разрабатываются аналитические документы по различным вопросам. С момента создания специалисты центра подготовили аналитические разработки для 51 организации (ведомства), в числе которых Белый дом, Пентагон, ЦРУ, Европейский парламент, военно-промышленные компании Northrop Grumman, Orion Scientific, а также всемирно известные Coca-Cola, Procter & Gamble и VISA.

Проблема переводов многочисленных информационных материалов также решена. Для этих целей еще в 2003 году по поручению конгресса сформирован Национальный центр переводов (The National Virtual Translation Center). Созданный центр - это общенациональная команда виртуально объединенных высококвалифицированных лингвистов и переводчиков, использующих в своей деятельности самые современные информационные технологии, в том числе и находящие все большее распространение «обучаемые» системы машинного перевода.



РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННЫХ ОПЕРАЦИЙ

Отдельного внимания заслуживает разведка на основе анализа открытых источников информации в военном ведомстве США. Объясняется это не только особым интересом к подобной разведдисциплине со стороны Пентагона, но и тем, что такая разведка стала неотъемлемой частью любой разведывательной операции ВС США. Более того, американские аналитики отмечают, что прямо или косвенно собранная таким образом информация становится базой для всех подобных операций и разрабатываемых документов, а ее доступность позволяет разведслужбам решать широкий круг задач без привлечения специалистов агентурной разведки и применения технических средств сбора информации. Данные, полученные в ходе этого вида разведки, оказывают существенное влияние на организацию строительства вооруженных сил, обеспечения их готовности, а также на эффективное планирование боевых действий.

Вооруженные силы США уже имели опыт ведения разведки на основе анализа открытых источников информации в операциях. Первые подразделения, занимающиеся таким видом деятельности, были развернуты в 3-й пехотной дивизии, действовавшей в Ираке, в 2005 году.

Один из наиболее известных центров разведки американских вооруженных сил, который добывает разведданные на основе анализа открытых источников информации, - Азиатский исследовательский институт (Asian Studies Detachment), решающий задачи в интересах объединенного командования ВС США в зоне Тихого океана. Это учреждение находится в подчинении командования разведки и безопасности сухопутных войск и функционирует с 1947 года, то есть с момента законодательного оформления деятельности американского разведывательного сообщества. Первоначально институт располагался в центральной части Токио, в 1974-м был переведен на базу американских ВС Кэмп-Дзама, а свое нынешнее название он получил только в 1981 году.

О важности разрабатываемых институтом материалов свидетельствует тот факт, что в период с 2003 по 2006 год в его адрес поступило 28 высших оценок от руководства Разведуправления министерства обороны за инфор-
мационно-аналитические разработки по широкому спектру вопросов: от исследования подземных органов и пунктов управления КНДР до изучения космической программы Китая.

В институте трудятся гражданские служащие СВ США, граждане Японии, а также представители резерва и национальной гвардии. Японцы работают по контракту с американским правительством и занимают должности аналитиков, переводчиков, архивариусов и административного персонала, выполняя при этом задачи по сбору, анализу и обработке информации, подготовке докладов и справок. Имеющимися силами институт обеспечивает обработку и анализ информации на бенгали, бирманском, китайском, тагальском, индонезийском, японском, кхмерском, корейском, хинди, непальском, русском, тайском и вьетнамском языках, а также на ряде европейских. При этом необходимо отметить, что данное учреждение не является центром переводов. Наоборот, его сотрудники занимаются поиском информации, ее извлечением и подготовкой докладов на своем родном языке без перевода на английский. И только после этого представители другого отдела переводят подготовленные справки и доклады.

Немаловажную роль играет и Управление исследования ВС иностранных государств (Foreign Military Studies Office - FMSO), размещенное в Форт Ливенворс (Fort Leavenworth), штат Канзас. Управление было сформировано в 1986 году для подготовки и разработки операций против СССР. Оно тогда так и называлось - Управление исследования ВС СССР. Позднее задачи управления существенно расширились и стали включать помимо изучения действий ВС СССР в Афганистане и ВС РФ в Чечне исследование вооруженных сил стран Европы, Азии, Латинской Америки, Китая, изучение новых форм и способов ведения военных операций, включая проблемы асимметричных войн, действий различных террористических организаций и др.

Помимо перечисленных центров своими структурами, способными вести разведку на основе анализа открытых источников информации, располагают и Объединенный аналитический центр на авиабазе королевских ВВС в Великобритании, Национальное управление геопространственной разведки, Объединенный разведывательный центр командования сил специальных операций, Объединенное стратегическое командование и ряд других организаций и ведомств.



ВСЕ ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО

Сегодня все центры OSINT-разведки в составе ведомств разведывательного сообщества объединены в единую информационную систему, первоначально получившую наименование информационная система открытых источников информации OSIS. Начиная с 2006 года информационные ресурсы (WWW - сервера) данной системы стали называться Intelink-U, в то время как аппаратные средства сети - DNI-U.

Материалы разведки на основе анализа открытых источников добываются из общедоступных интернет-ресурсов, газетных, телевизионных и других, но она предназначена не для всех. В США подобная информация распространяется по сетям ограниченного доступа, главная особенность которых в том, что они представляют собой виртуальные частные сети с использованием современных технологий, позволяющих обеспечить формирование требуемой логической цепочки поверх сети с низким уровнем доверия, например Интернет. Несмотря на это, уровень доверия к построенной логической сети не зависит от уровня доверия к базовым сетям благодаря использованию современных средств криптографии (шифрование, аутоидентификация, инфраструктура публичных ключей, средства для защиты от повторов и изменений передаваемых по логической сети сообщений).

Наполняют созданные информационные сети многочисленные базы данных и информационные сайты центров разведки всех уровней и любой принадлежности. Среди них:

- база данных CIRC, содержащая свыше 10 млн статей научно-технической тематики, включая информацию о патентах, стандартах, военном вооружении и военной технике;

- база данных DTED, содержащая большое количество разнообразных карт, полученных от Национального управления геопространственной разведки;

- материалы центров и пунктов информационной службы зарубежного вещания FBIS;

- база данных периодических изданий IC ROSE;

- информационные порталы научно-исследовательских и учебных заведений;

- online-справочники информационной службы Jane's Information Group;

- ресурсы негосударственного информационно-аналитического агентства STRATFOR's, предоставляющего в том числе и регулярные обновления по районам развертывания авианосных и экспедиционных ударных групп ВМС США и многое другое.

Внимания заслуживают и способы наполнения подобных информационных ресурсов. Например, для сбора информации с сайтов всемирной сети Интернет, ее систематизации, перевода и архивирования во Всемирной информационной библиотеке (World Basic Information Library - WBIL), обеспечение функционирования которой возложено на Управление изучения вооруженных сил иностранных государств FMSO Командования учебного и научных исследований по строительству СВ (Training and Doctrine Command - TRADOC), привлекается личный состав резерва сухопутных войск и других видов ВС.

С каждым резервистом подписывается индивидуальный контракт на определенное количество часов работы в месяц, выдается бесплатное аппаратное и программное обеспечение, проводятся специализированные шестичасовые online-курсы. При этом выданные компьютеры могут быть установлены в любом удобном для работы и оговоренном в контракте месте, в том числе и дома. Очевидно и то, что через эти аппаратные средства, являющиеся по сути ПЭВМ для служебного пользования, осуществляется и доступ в Интернет. Привлекаемые резервисты не получают никакого денежного поощрения, но они могут рассчитывать на благодарность от командования, медали за заслуги и достижения (Army Achievement Medal, Army Commendation Medal и Meritorious Service Medal) и даже на продвижение по службе.

Что касается организации доступа потребителей к подобной информации и базам данных, то уже давно сформированное и успешно функционирующее в Америке информационное общество позволяет это сделать довольно просто и надежно, исключив саму возможность случайного или нежелательного проникновения на информационные ресурсы ограниченного распространения. Для этого почти во всех сетях требуется заполнение специального электронного бланка с указанием персональных данных, места работы (службы). Иногда необходимо поручительство (ходатайство) лиц, уже имеющих подобное право, в других же случаях достаточно только персональных данных и идентификационного номера страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

* * *

Таким образом, развитие компьютерных технологий, доступность Интернета за последние два десятилетия и, как следствие, увеличение информационного потока открытой информации позволили вывести разведку на основе анализа открытых источников информации из тени и сделать ее еще более необходимой и актуальной. Применяемая сегодня в США комбинация современных технологий позволяет сотрудникам разведки получать доступ к огромным массивам данных, необходимых для оценки ситуации, осуществления контроля за обстановкой и удовлетворения потребностей органов управления в данных, необходимых для принятия обоснованных и правильных решений.

Похожим путем идут все развитые страны, в том числе и Китай. А вот бывшие республики Советского Союза, испытывая объективные трудности с отсутствием современных информационных технологий, и конечно, с архаичными взглядами на само понятие информационного общества, находятся только в начале пути. Они по-прежнему руководствуются старыми инструкциями при использовании материалов из сети Интернет в служебных сетях. Конечно, проще ограничить, чем обеспечить необходимый уровень безопасности, но по сути это заградительные меры, которые разрешают использовать добытую из Интернета информацию только после ее распечатки и электронного сканирования.

Отсутствуют и специализированные ресурсы уже обработанной информации, крайне необходимые тем же военно-учебным заведениям, находящимся сейчас в парадоксальной ситуации. С одной стороны - в разы увеличившееся количество разнообразной, но никак не систематизированной информации, с другой - отсутствие тех самых готовых информационных продуктов, без которых невозможна качественная подготовка современных учебных программ и пособий.

На этом фоне выделяется разве что Республика Беларусь, где еще в 2007 году была выпущена в своем роде революционная инструкция по использованию Интернета в интересах министерства обороны. Можно предположить, что за прошедшие два года белорусы существенно продвинулись вперед.

Александр КОНДРАТЬЕВкандидат военных наук, профессор АВН