29 окт. 2011 г.

Мониторинг новостей в конкурентной разведке

Мониторинг новостей в конкурентной разведке

Самый простой способ быть в курсе событий на рынке – регулярно отслеживать новости. И конкурентная разведка не исключение :) Очень многое быстро становиться доступно в интернете. При этом нужно понимать, что новости это не только то, что публикуется в Ленте Яндекса, а гораздо шире. Любые сообщения отражающие изменения в ситуации на рынке нужно рассматривать как новость. Сейчас, когда практически у каждого есть мобильный телефон, а у многих с доступом в интернет, люди стали основным источником оперативной информации. Любое событие может быть зафиксировано случайным свидетелем, сфотографировано или снято, выложено в интернет и прокомментировано. Порой от момента события до момента публикации первых сведений о нем проходят считанные минуты. При такой оперативности нужна и соответствующая оперативность в отслеживании событий, если того требует поставленная цель.
Как вы понимаете, такой мониторинг позволяет узнавать очень многое и достаточно оперативно. Но для конкретного потребителя информации нужно не знание «всего обо всем», а очень четко определенные знания. Да и «знать всё обо всём» это скорее утопия чем реальная цель – просто не хватит ресурсов как финансовых и технических, так и собственного времени.

Источники
Первым делом нужно понять откуда черпать информацию. Ведь контролировать все сайты в интернете не получиться. Во первых их много. А во вторых их количество ежеминутно увеличивается. Но в этой ситуации нужно понять как происходит распространение информации. Изначально материал попадает в интернет несколькими путями:
- публикация специализированных агентств, имеющих собственный штат журналистов, выискивающих новости;
- публикация компаниями новостей о себе (в виде новостей, пресс-релизов и т.п.);
- публикации частных пользователей (блоги, форумы, чаты, соцсети…).
Это и есть те группы источников, активность которых нужно будет отслеживать:
- агрегаторы новостей;
- сайты игроков рынка;
- странички экспертов и интересующихся;
- площадки, где идет обсуждение тем, связанных с вашей темой (в т.ч. блоги, форумы, соцсети…);

Агрегаторы новостей
Это порталы, специализирующиеся на сборе и удобном представлении всех новостей. Их достаточно много и отсматривать все не хватит ни сил ни средств. Поэтому нужно выбрать наиболее полезные. Вопрос как эту полезность понять. Самый простой и распространенный способ это взять с проверяемых на полезность порталов новости за некоторый период (от одного дня до месяца в зависимости от интенсивности пополнения новостей и активности рынка) и по каждому порталу отдельно посчитать количество уникальных новостей, содержащих полезную для вас информацию. Эта цифра и будет показателем полезности. Безусловно данный метод далек от идеала, но он уже позволяет принять обоснованное решение, а не полагатся на волю случая.
К сожалению это не всё – необходимо также учесть еще некоторые факторы. Первый – территориальная, языковая и национальная близость. Понятно, что агрегатор англоязычный уделяет больше внимания англоязычным источникам, а агрегатор китайский – китайским источникам. Исходя из территориальных, языковых и национальных особенностей ваших интересов и нужно исходить при выборе новостных агрегаторов как источников постоянной информации.
Второй фактор – принадлежность агрегатора тем или иным силам. Не секрет, что новости это тоже бизнес и он кому то принадлежит, причем крупные корпорации также являются и владельцами медийных ресурсов. На таких порталах ряд материалов (в т.ч. и новостей) будут подаваться с определенной обработкой. И это нужно учитывать при выборе источников. Оптимальный вариант в такой ситуации понять какие игроки на рынке с какими медийными ресурсами связаны и использовать, в качестве источников информации, по возможности агрегаторы каждого из игроков. Наиболее одиозные новости они будут освещать с удобной для себя стороны и с не выгодной стороны для оппонентов – именно эта разница в подаче информации, в скорости ее выхода и в ее трактовке и представляет наибольший интерес в последующих исследованиях.
Третий фактор – региональная близость источника к объекту интереса. В данном случае, в отличии от первого фактора, речь идет о степени осведомленности, а не о близости позиций. Местные источники, как правило, знают больше о ситуации в их регионе, по скольку видят происходящее своими глазами, а их родные, друзья, знакомые за частую участвуют в освещаемых событиях. И это тоже нужно учитывать при выборе источника.
Обрисованные принципы выбора новостных агрегаторов распространяются и на остальные источники информации.
Отдельно нужно сказать об агрегаторах, специализирующихся не столько на новостях, сколько на консолидации информации из СМИ и из официальных источников государства. Интересным примером такого консолидатора является компания Интегрум, на портале которой можно получить информацию из самых разнообразных СМИ в привязке к объекту вашего интереса, что весьма удобно и значительно экономит время.

Отраслевые источники
Это те же агрегаторы новостей, но не всех, а новостей вашего рынка, вашей отрасли, вашего сектора экономики. Здесь значительно меньше «общей» информации и больше конкретики, причем конкретики иногда с весьма интимными подробностями.
Такие агрегаторы хороши именно ориентированием на проблемы интересующей вас отрасли, а также тем, что на подобных агрегаторах присутствуют и соответствующие эксперты, и руководители, и потребители информации.

Сайты игроков рынка
Это сайты компаний, которые оказывают какое то влияние на ситуацию на рынке. Это и ваши конкуренты, и потребители, и поставщики, и производители оборудования для вас… В общем круг достаточно широк и нужно выбрать наиболее значимых и/или потенциально опасных.
Что может представлять интерес на их сайтах? – сами новости из соответствующего раздела. Причем и новости компании и новости рынка, представленные у них на сайте. Вторые с одной стороны покажут интересы компании (вряд ли будут публиковаться не значимые для компании новости), а с другой стороны покажут как компания хочет чтобы эти новости воспринимались ее клиентами. Ведь это в основном на них они ориентированы.
Помимо новостного раздела интерес представляют пресс-релизы (иногда их выносят отдельно), информация для акционеров (это тоже новости), информация о руководстве…. По сути весь сайт конкурента можно рассматривать как источник новостей – каждую его страничку. Ведь изменение информации на любой страничке такого сайта указывает на какие то изменения внутри компании, а для вас это самая настоящая новость!

Отраслевые on-line БД
Под данным типом источников новостей нужно понимать базы данных разнообразных регуляторов (в т.ч. и госорганов), которые контролируют и регулируют отношения на интересующем вас рынке. Например выдача лицензий. Это способ регулирования или точнее защиты рынка от не добросовестных игроков. Но для нас интересно другое – мы можем с некоторой регулярностью проверять кому выдавались соответствующие лицензии и таким образом своевременно выявить, что некая компания получила соответствующую лицензию. Это новость, которая влечет за собой ряд исследований: что за компания, кто за ней стоит, на сколько она опасна как конкурент и т.д..
Или у нашего конкурента истек срок действия лицензии, а документы на продление не подаются – тоже новость, влекущая за определенные умозаключения.

Странички экспертов
Это персональные сайты или странички на сайтах людей, которые освещают события на интересующем вас рынке, являются признанными специалистами в данной отрасли и т.п.. Как правило, такие люди, кроме того, что достаточно хорошо знакомы с ситуацией, еще и имеют обширные связи среди коллег. А по тому имеют высокую осведомленность о ситуации. Мало того, им присуще некоторая «не организованность», выражающаяся в склонности обсуждать внутренние проблемы (технические и организационные) без оглядки на защиту информации. Поэтому у них можно получить не просто самую свежую информацию, но и порой упреждающую, что для разведки крайне важно.

Площадки обсуждения ваших тем
Это форумы, блоги, социальные сети, Твиттер и ему подобные ресурсы, где идет обсуждение проблем вашего рынка. Такие площадки являются источником информации о проблемах отрасли (рынка) в целом, о том, чем недовольны ваши клиенты, о том чем не довольны клиенты ваших конкурентов. Причем всё это в режиме реального времени, что бывает очень важно.

Площадки не довольных потребителей
Это специализированные сайты, где потребители оставляют информацию (чаще негативную) о тех или иных поставщиках товаров и услуг. Понятно, что как и предыдущая группа источников, данные сайты имеют все недостатки «черных списков», но это не значит, что их нужно игнорировать. Наоборот – за ними нужно внимательно следить, но информацию с них перепроверять. Помимо указания на возможные проблемы у вас, у ваших конкурентов или поставщиков, или идеи для бизнеса, такие ресурсы помогут своевременно выявить начало PR-компании против вас, а то и ее подготовки.

Как понять ценность новости
Предположим с источниками вы определились и организовали регулярный получение нужной вам информации. Далее нужно решить достаточно не простую проблему – как не захлебнуться в этом потоке.
Эта проблема связана с двумя особенностями распространения информации в интернете:
- новости многократно дублируются;
- как бы вы не отбирали источники, всё равно к вам будет попадать информация не интересующая вас в данный момент.
Соответственно вам необходимо организовать удаление дублей. Для визуального представления, но не их полного удаления – они вам понадобятся для анализа цитируемости, определения уровня интереса, выявления начала «информационной волны» и т.п.. А также убрать из своего поля зрения информацию не релевантную вашим нынешним интересам. О программах, способных помочь в решении данного вопроса поговорим ниже, а сейчас обсудим механизм (алгоритм) решения проблемы удаления не релевантной информации.

Кючевые слова
Основывается это решение на использовании ключевых слов – пока ничего близкого по своей эффективности и доступности нет. Что вполне обоснованно – ведь работать с текстом можно только опираясь на слова, как носители смысла. А всё остальное это надстройки и сервисы.
Итак – что такое ключевое слово? По версии Википедии «Ключевое слово — слово в тексте, способное в совокупности с другими ключевыми словами представлять текст. В Интернете используется главным образом для поиска. Набор ключевых слов документа называют поисковым образом документа. Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют документ с меньшей детализацией, но лишён синтаксической структуры.»
Вопрос в том – как подобрать нужные ключевые слова, которые позволят максимально удалить информационный шум, но при этом сохранить всю полезную информацию?
Попробуем проделать это на простом примере. Предположим, что мы представляем интересы некой компании. У нас есть два основных конкурента, есть пара основных поставщиков и с десяток наиболее крупных потребителей. Как определить ключевые слова, способны помочь нам в отсеве информации?
Если мы организуем наблюдение за рынком, то нам будут интересны все высказывания об основных игроках нашего рынка. Такие высказыванию будут содержать названия этих игроков – значит названия это ключевые слова. Но высказываясь о компании, обозначить ее можно и не используя ее названия, а используя например ее бренд, торговую марку, бытовое или сокращенное название…. Всё это будет ключевыми словами. Кроме того указать на компанию можно используя имя руководителя, владельца или собственника – это тоже ключевые слова, которые необходимо использовать. Если компания использует уникальную технику или технологию или ее не широко распространенные аналоги, то названия таких технологий, методов, технических решений тоже могут выступать в качестве ключевых слов. При условии, что указанные сущности присущи только данному рынку.
Другими словами к ключевым словам нужно отнести все слова и словообразования, которые однозначно или близко к этому указывают на ваш объект интереса. Но увы и это не всё. Дело в том, что наблюдая за рынком, особенно за рынком глобальным, динамичным или привлекательным, нужно держать в поле зрения не только его основных игроков, но и «сопредельные территории» в виде потенциальных конкурентов или потенциальных поставщиков в том числе и не только ресурсов, но и решений. А это уже сопряжено с необходимостью понять что для работы на данном рынке является наиболее важным, ключевым.

Ключевые факторы успеха
Ответ на этот вопрос хорошо показан в работах А. Томпсона и А. Стрикленда, в частности в их книге «Стратегический Менеджмент». Они в том числе классифицировали факторы успеха компаний и выделили обычные и ключевые факторы успеха (КФУ). Иже приведена не большая выжимка из их трудов:
Ниже приведены наиболее распространенные типы КФУ по представлению А. Томпсона и А. Стрикленда :
1. Факторы, связанные с технологией:
- компетентность в научных исследованиях (особенно в наукоемких отраслях);
- способность к инновациям в производственных процессах;
- способность к инновациям в продукции;
- роль экспертов в данной технологии.
2. Факторы, связанные с производством:
- эффективность низкозатратного производства (экономия на масштабе производства, эффект накопления опыта);
- качество производства;
- высокая фондоотдача;
- размещение производства, гарантирующее низкие издержки;
- обеспечение адекватной квалифицированной рабсилой;
- высокая производительность труда (особенно в трудоемких производствах);
- дешевое проектирование и техническое обеспечение;
- гибкость производства при изменении моделей и размеров.
3. Факторы, связанные с распределением:
- мощная сеть дистрибьюторов /дилеров;
- возможность доходов в розничной торговле;
- собственная торговая сеть компании;
- быстрая доставка.
4. Факторы, связанные с маркетингом:
- хорошо испытанный, проверенный способ продаж;
- удобный, доступный сервис и техобслуживание;
- точное удовлетворение покупательских запросов;
- широта диапазона товаров;
- коммерческое искусство;
- притягательные дизайн и упаковка;
- гарантии покупателям.
5. Факторы, связанные с квалификацией:
- выдающиеся таланты;
- "ноу-хау" в контроле качества;
- эксперты в области проектирования;
- эксперты в области технологии;
- способность к точной ясной рекламе;
- способность получить в результате разработки новые продукты в фазе НИОКР и быстро вывести их на рынок.
6. Факторы, связанные с возможностями организации:
- первоклассные информационные системы;
- способность быстро реагировать на изменяющиеся рыночные условия;
- компетентность в управлении и наличие управляющих "ноу-хау".
7. Другие типы КФУ:
- благоприятный имидж и репутация;
- осознание себя, как лидера;
- удобное расположение;
- приятное, вежливое обслуживание;
- доступ к финансовому капиталу;
- патентная защита;
- общие низкие издержки.
На основе понимания КФУ для вашего рынка можно определиться и с ключевыми словами для ваших новостных фильтров.

С уважением!
Нежданов Игорь

Комментариев нет: