25 февр. 2012 г.

Иллюзия как способ борьбы в инете.

Что такое иллюзия и зачем она нужна
Почему бизнес должны интересовать иллюзии? Особенно бизнес никак с ними не связанный. Представьте себе ситуацию, когда целевая аудитория некой компании «Х» это люди постоянно использующие интернет для получения информации. И вот однажды по утру зайдя как обычно в интернет чтобы посмотреть новости они видят материал в котором расписывается как опасна продукция компании «Х» для здоровья. Люди все современные, на слово не верящие – быстренько воспользовались любимым поисковиком и обнаружили, что тема опасности продукции компании «Х» уже несколько дней активно обсуждается во всех уголках инета.
Как начинает рассуждать обыватель, пусть даже продвинутый? Эту проблему обсуждает много народу – не могут же все ошибаться. И срабатывает древний инстинкт самосохранения усиленный эффектом стадности. А если еще обнаружатся материалы оправдательного характера от имени компании «Х», то логика будет следующей – раз оправдываются, значит точно что то не чисто.
Но вот что интересно – всё это бурное обсуждение «угрозы здоровью» продукции компании «Х» не имеет под собой никаких оснований. Это лишь обсуждение, которое создало иллюзию наличия проблемы. А такие иллюзии оказывают прямое влияние на реальную жизнь. Иногда фатальное влияние. И это не смотря на то, что они не материальны, но они прямо влияют на репутацию объекта, и как следствие на его эффективность (рентабельность).
По своей сути иллюзии, создаваемые в интернете, это размещение материалов определенной направленности и поддержка их обсуждений. Всё это вместе направлено на то, чтобы как можно больше людей прочитало распространяемый материал. Добиться этого можно путем «захвата» внимания пользователей. Например нахождением материала в ТОПе обсуждаемых тем в блогосфере или в ТОПе обсуждаемых новостей. Или расположением материала на наиболее посещаемой вашей ЦА площадке.

Как можно выявлять создание иллюзии
Создание иллюзии в интернете всегда связано с появлением нового материала на заданную тему. Под материалом нужно понимать как обычные публикации, так и обсуждения в блогах, на форумах, в социальных сетях и т.п.. К стати именно социальные сети наиболее удобны для размещения таких материалов. Это связано как с простотой самого размещения так и с приданием видимости общения (тоже иллюзия), что создает эффект «подслушанного разговора». А подслушанному люди больше доверяют.
Такой материал должен содержать указание на объект воздействия. Такое указание может быть прямым или косвенным. При прямом указании присутствует название объекта (ФИО, псевдоним, ник для человека, название для организации и т.д.). При косвенном – присутствует указание на обстоятельства характеризующие объект, по которым пользователь догадывается о ком идет речь (намек). Эти самые прямые и косвенные указания являются разведпризнаками, по которым такой материал выявляется.
Другими словами – для выявления момента начала создания иллюзии нужно отслеживать изменение информационного поля вокруг объекта (организации, человека…). При этом изменение инфополя нужно отслеживать не только по самому объекту (что явно), но и по конкурентам, клиентам, а в идеале по всему рыночному окружению. Это даст возможность вовремя увидеть не только манипуляции со своей репутацией, но и аналогичные действия по отношению к конкурентам, партнерам, поставщикам. Что позволит вам либо минимизировать свои риски, либо вовремя использовать появившиеся возможности.

Организация мониторинга
Самым очевидным способом является использование возможностей поисковых систем (Яндекс, Google, Yahoo…). Сформировав соответствующий вашим потребностям запрос можно получить искомый результат. На начальном этапе и/или при не большом потоке информации этого может оказаться достаточно. А сформированные запросы к поисковикам можно сохранить в закладках используемого браузера. Тем самым облегчив себе дальнейшее обращение к материалу.
Но для относительно больших проектов такого решения не достаточно. Нужно переходить к специализированным системам.

Что это за системы
Это системы которые специализируются на отслеживании новостного потока с разных ресурсов и выделении того, что вас интересует. Есть оф-лайн решения и он-лайн сервисы. Из персональных программ нужно упомянуть Российские Аваланч и СайтСпутник, которые по праву считаются лучшими в своём классе. Безусловно есть масса РСС-ридеров, которые тоже позволяют отслеживать новости, но кроме ограничения источников информации только РСС-потоками, у них есть общий серьезный недостаток – слаборазвитая система обработки и представления собранной информации. Причем последние тенденции говорят о том, что традиционные новости стремительно теряют монопольные позиции в области влияния на людей. Им на смену пришли социальные сети. Именно на работе с соцсетями делают упор при продвижении товаров и услуг, в управлении репутацией, в PR-активности. Причин тому много, но главная – люди гораздо больше доверяют информации полученной от себе подобного, а не от информационного агентства. Даже если этот «себе подобный» не более чем иллюзия.
Он-лайн сервисов специализирующихся на работе с соцсетями достаточно много. Вот только некоторые из них (русскоязычные и без «монстров» с заоблочной ценой) «Бабки» http://www.babkee.ru/ , Buzzware http://www.buzzware.ru/ , Youscan http://www.youscan.ru/ , Крибрум http://www.kribrum.ru/ , Wobot http://www.wobot.ru/ , Netmind http://www.netmind.ru/ , Медиург http://mediurg.ru/ , Iqbuzz http://www.iqbuzz.ru/ .

Как они работают
Логика работы таких сервисов довольна проста. Пользователь обрисовывает проблему (объект интереса) и выделяет ключевые слова ее однозначно идентифицирующие. Или наборы слов если одним словом обойтись нельзя. Далее эти слова или наборы слов «ставятся на мониторинг» - система отслеживает их появление в указанных ресурсах. А сообщения, содержащие эти слова, предоставляет пользователю для изучения. Далее следует ряд сервисных функций позволяющих облегчить работу пользователя. А именно статистика упоминаний и ее изменение по времени (в виде таблиц или графиков), та же статистика, но по источникам информации и по авторам. И тому подобные варианты представления.
Но последнее время упор в продвижении таких систем делается на возможности выявлять негатив и позитив. И тем самым давая в руки пользователя новый совершенно уникальный инструмент. Вот на этом то инструменте нужно остановиться подробнее. Как он работает? А также – по набору ключевых слов. Т.е. решили мы, что слово «пид####» при упоминании вместе с названием нашей продукции «ВасКомПром» это негативное сообщение про продукцию, значит так и будет. Даже сообщение «…«МакВафен» всё таки «пид####» ведь «ВасКомПром» это очень приличный продукт, но почему они его не продают?» (пример реальный изменены только названия). А ведь упоминание скорее позитивное и это простой пример. А еще есть юмор, намеки, сарказм, которые машины просто не в состоянии понять. И здесь не поможет регулировка расстояния между словами и другие настройки. Как же верить такому делению на негатив и позитив? Это уже прямое дезинформирование пользователя. Так что особо не обольщайтесь на счет возможностей систем в области «позитив-негатив».
А есть еще одна недоработка таких сервисов – нет механизма получения ответа на вопрос «почему так произошло?». Другими словами – мы увидели, что вдруг, на ровном месте, начало расти число сообщений о компании. Поверхностное изучение этой волны показало, что сообщения в основном негативные. Естественные вопрос – «Почему?», или что стало причиной сего факта. Хорошо если причина прямо указывается в сообщениях и носит естественный характер. Например банальное ухудшение качества продукции.
А если проблема создана искусственно? В общем таким ресурсам очень не хватает сервиса, позволяющего сопоставить контролируемый контент и его изменения с событиями «во внешнем мире». Сопоставить чтобы понять корреляцию, совпадения и т.п.. Причем такая возможность нужна в ретроспективе и без привязки к тому подписывался пользователь на эти новости или нет.

С уважением!
Нежданов Игорь

Комментариев нет: