13 февр. 2010 г.

Конкурентная разведка в долговых отношениях

В современном бизнесе многие отношения связаны с долговыми обязательствами. Фактически любой договор это возникновение некоего долга. Подобное обязательство может приобретать самые разные формы. Это и займ, и кредит, и отсрочка платежа, и передача товара на реализацию, и как ни странно страхование, и рента, и продажа… Все это объединяется одной общей проблемой – проблемой доверия сторон, особенно если процесс растянут во времени. И какими бы изощренными не были формулировки в соответствующих документах, мошенники находят способ уклониться от исполнения взятых на себя обязательств. В связи с этим возникает ряд вопросов - как, еще до сделки, понять не обманет ли вас вторая сторона? – как не дать реализоваться планам злоумышленника? – как найти утраченное, если мошенник реализовал свои планы? – как вернуть траченное? Помочь в данной проблеме может конкурентная разведка. Именно специфические технологии работы с информацией, используемые в конкурентной разведке дают возможность существенно снизить вероятность мошенничества по отношению к вам. Учитывая схожесть проблем и методов их решения в разных типах договорных отношений, рассмотрим варианты использования конкурентной разведки, в качестве примера, на соответствующих проблемах в кредитовании.

Для начала необходимо четко понять, что занимаясь вопросами предупреждения мошенничества в кредитной сфере, вы в первую очередь работаете с информацией. С информацией о второй стороне сделки, с информацией о самой сделке, с информацией о ситуации. По этой причине вам, в первую очередь нужны источники информации по указанным направлениям. Причем, для сведения к минимуму возможности дезинформирования вас, необходимо иметь несколько источников такой информации.
Возьмем в качестве примера такой блок как «информация о второй стороне сделки» - где можно получить такую информацию? Предположим, что в качестве второй стороны выступает юридическое лицо. В таком случае необходимо определиться – а какая информация нам нужна для понимания попробуют нас обмануть или постараются выполнить взятые на себя обязательства? Другими словами – по каким признакам можно судить о противоправных намерениях вашего партнера?

Признаки мошенничества
Налоговая инспекция в свое время привела свои 109 признаков неблагонадежности. В общем то есть над чем подумать, но наша ситуация отличается от ситуации взаимодействия с налоговой инспекцией. Тем ни менее «пробегитесь» по этому списку – в нем есть достаточно рационального, хотя и не всё. Но вернемся к нашим проблемам.
Предполагая противоправные действия партнера мы пробуем спрогнозировать его действия по отношению к нам. Соответственно нужно понять информация о чем может нам в этом помочь – какая информация может нести в себе признаки не желательного поведения контрагента?
В первую очередь необходимо разделить мошеннические действия на две большие группы: планируемые и вынужденные. Планируемые это те, которые планировались заранее, к ним готовились. А вынужденные это те , что ваш партнер предпринял под давлением не предвиденных ранее обстоятельств. И в том и в другом случае нужно искать признаки. В случае с планируемыми действиями – признаки подготовки к мошенничеству либо признаки, указывающие на такую деятельность ранее. В случае с вынужденными действиями – признаки возможного возникновения ситуации, когда партнер вынужден будет так поступить. Но помните – редко когда по наличию или отсутствию одного признака можно делать вывод о наличии злого умысла по отношению к вам. Чаще всего эти признаки необходимо оценивать в совокупности.
В свое время в книге «Р-система» авторы дали хороший обзор таких признаков. Часть из них приведена ниже. Если говорить о планируемом мошенничестве, то искомые признаки можно разбить на несколько групп:
Особенности регистрации компании и организации управления
- особенности юридического адреса ;
- особенности учредителей и генерального директора;
- особенности Устава компании;
- ограничения в деятельности органов юридического лица;
- действительные владельцы бизнеса , их планы и их репутация;
- лица принимающие решения в компании, их планы и их репутация;
- механизм принятия решений и их реализации;
- использование сомнительных или подложных документов при регистрации компании или организации ее работы;

Репутация компании:
- продолжительность и стабильность существования данного предприятия;
- наличие/отсутствие долговременных партнеров предприятия и их отзывы о сотрудничестве;
- наличие/отсутствие случаев мошенничества в прошлой истории предприятия либо прошлом опыте руководителей;
- наличие/отсутствие судебных либо административных разбирательств с участием исследуемого предприятия, либо его руководителей и их суть;
- наличие/отсутствие устойчивой связи с криминалом;

Длительность и стабильность существования компании:

- стабильность/изменения фактического адреса;
- стабильность/изменения юридического адреса;
- стабильность/изменения состава руководства;
- стабильность/изменения состава учредителей;

Особенности ведения бизнеса
- неоправданное затягивание выплаты долгов либо переговоров;
- наличие в собственности достаточного количества ТМЦ у изучаемого предприятия;
- наличие/отсутствие дочерних и материнских предприятий;
- факты единовременного снятия с банковского счета сумм значительно превышающих фонд заработной платы;
- тенденция ухудшения финансового состояния исследуемого предприятия (уменьшение основных и оборотных фондов, уменьшение финансов на счете);
- не целевое использование кредитных средств;
- компания не сдает отчетность (в ФНС, в органы статистики, в пенсионный фонд…);
- компания предоставляет «нулевую» отчетность;
- объем потребленной компанией электро- и теплоэнергии, а также водных ресурсов существенно меньше значений, характерных для зарегистрированных видов деятельности компании;
- компания рекламирует нечто значительно отличающееся от указанного вам;
- в рекламе указывается контакты вашего партнера, но название иное либо наоборот;
- компания использует нестандартные средства расчета (вексель, бартер, уступка прав требования).

Есть смысл несколько подробнее остановиться на отдельных признаках в этом списке – пояснить на что и почему могут они указывать. Взять к примеру особенности юридического адреса компании. Таковыми могут быть:
- адрес регистрации компании является адресом «массовой» регистрации;
- адрес регистрации компании не существует;
- адрес регистрации находиться в оффшорной зоне или в труднодоступной местности;
- адрес регистрации компании использовался для регистрации юридических лиц уличенных в мошеннических действиях.
Или особенности учредителей и генерального директора:
- использование подставных лиц (несуществующих, бомжей, недееспособных, живущих в труднодоступной местности, пожилых людей…)
- использование дисквалифицированных лиц;
- использование судимых лиц либо лиц отбывающих наказание;
- использование лиц для массовой регистрации компаний.
Повторюсь – это лишь признаки, требующие дополнительной проработки и взвешенного подхода. Кроме того отдельно взятый признак не всегда может точно охарактеризовать объект.


Источники информации о клиенте

Где можно получить подобную информацию? Вопрос достаточно интересный поскольку нет такого хранилища, где вся интересующая информация будет собрана воедино. Помимо этого вам нужно позаботиться о защите от обмана в ходе сбора нужных данных. Соответственно источников должно быть несколько и они должны быть проверяемы. В качестве источников предлагаю рассмотреть:
- саму компанию;
- официальные источники;
- специализированные ресурсы, уполномоченные для раскрытия соответствующей информации;

Сама организация
- официальный запрос учредительных документов у организации, регистрационных свидетельств, лицензий, документов подтверждающих право нахождения по данному адресу (договор купли-продажи недвижимости либо договор аренды помещения), последнего баланса предприятия;
- заполнение представителем предприятия анкет, вопросы в которой подобраны специальным образом (название, правовая форма, юр и факт адреса, телефоны и т.д.).

Официальные источники
- ФНС – любой гражданин имеет право получить официальную выписку из ЕГРЮЛ по интересующему его юридическому лицу;
- сайт ФНС РФ – он-лайн БД по юридическим лицам, правда с очень ограниченной информацией;
- сайты соответствующих регуляторов (например для кредитных организаций это сайт ЦБ РФ);
- запрос в фонды (социального страхования, пенсионный, медицинский) о постановке на учет;
- получение информации об участии предприятия, его руководителей, либо учредителей в арбитражных разбирательствах.

Специализированные базы данных
- Интегрум;
- СПАРК;
- СКРИН;
- ФИРА;
- …

Открытые источники
- изучение прессы на предмет упоминания данного предприятия, лиц его возглавляющих либо лиц его учредивших, либо торговой марки компании;
- изучение интернета на предмет упоминания данного предприятия, лиц его возглавляющих либо лиц его учредивших, либо торговой марки компании;
- изучение сайта компании (в частности представляют интерес официально опубликованные документы);
- изучение рекламы компании;
- изучение продукции или услуг компании;
- получение информации от общих партнеров.

Продолжение следует...

Комментариев нет: