13 апр. 2008 г.

Секретные материалы

автор Елена Некрасова
Опубликовано в журнале "CIO" №3 от 04 апреля 2008 года


Не бесспорный материал, но интересный взгляд на проблему.
Полный текст на сайте cio http://www.cio-world.ru/cw2003/gallery/month/it-infra/hard/clr27589/infrastructure/server/system/telecom/analytics/comments/marketing/review/anketa/clr27402/casestudy/systems/erp/auto/founds/interview/catalog/it/auto/safe/edu/telecom/consultant/cw2004/cionews/press-reliz/story/include/new/Career/interview/success/profi_opinion/qualification/literature/courses/experts/cw2002/pubs/advert/community/virtualclub/quest/doc/conference/letters/event/techniques/argument/effect/cost/now/guide/bsolutions/analytics/e-safety/control/logistic/mattechsup/finance/weekly/tech/study/353494/


Сегодня, в условиях возрастающей гиперинформированности, практически невозможно с помощью естественного интеллекта обработать потоки информации и накопленные ее архивы. Поэтому технологии выделения информации и их аналитической обработки, обеспечивающие аналитическую и бизнес-разведку, являются сейчас основными инструментами для тех компаний, которым важен стратегический успех в борьбе с их конкурентами.

Прежде чем подробно обсуждать цели, задачи и способы организации «разведслужбы» компании, определимся с терминами. Не следует считать словосочетания «конкурентная разведка» и «бизнес-разведка» синонимами. Конкурентная разведка является одним из направлений бизнес-разведки, ограниченным сбором и анализом информации по конкурирующим компаниям, продуктам, технологиям и т. п. «Бизнес-разведка — понятие более широкое, описывающее деятельность по сбору и обработке сведений обо всех процессах бизнеса, — объясняет Сергей Зорин, руководитель департамента информационной безопасности „Квазар-Микро“. — К этому могут относиться изучение эффективности бизнес-процесса, выяснение спроса на определенный товар, сбор информации о конкретных лицах, анализ структуры объектов и законодательства в данной области, выявление тенденций развития какого-либо процесса. Единственный критерий — это должно иметь отношение к бизнесу». Задачи подсистемы бизнес-разведки — сбор, обработка и анализ информации и как результат — обеспечение руководства компании сведениями для обоснованного принятия важных решений. Соответственно, такой «информационный центр» компании должен быть ориентирован на нескольких топ-персоналий. Разведка может быть залегендирована в подразделения по связям с общественностью, маркетинговые отделы, исследовательские отделы, отдельные фирмы и т. п.

В большинстве коммерческих компаний бизнес-разведка рассматривается как инструмент стратегического маркетинга. Основная задача бизнес-разведки — снижение рисков для деятельности компании.

Существует множество схем развития бизнеса, для реализации которых необходимо провести тщательный анализ ситуации. Если компания планирует выводить на рынок новую технологию или продукт, формировать новую потребительскую нишу, важно максимально точно выявить все «подводные камни», связанные с существующим конкурентным окружением, планами конкурентов по выводу аналогичных продуктов, сроками (иногда приоритетом может быть вывод продукта первым), заявленным функционалом и поддержкой со стороны профильных ассоциаций, ключевых вендоров и др.

Значительную пользу может принести бизнес-разведка в ходе подготовительных мероприятий по заключению стратегически важного партнерства, при слиянии с какой-либо организацией или в случае приобретения фирмы. Руководству необходима твердая уверенность в том, что представленные потенциальными партнерами документы не сфабрикованы, не являются фальсификацией и отражают истинное положение вещей (особенно в части финансового анализа и юридической чистоты).

Не стоит забывать и о таких современных реалиях, как борьба за высококвалифицированных специалистов.

Здесь могут быть весьма полезны и разведка, и контрразведка. В первом случае компания ищет подходящие ресурсы для развития бизнеса, которыми может располагать другая организация (а найдя, проверяет их «на прочность»), во втором — менеджеры по работе с персоналом «держат руку на пульсе», отслеживая возможную активность со стороны конкурентов по «переманиванию» специалистов компании.

Люди в черном

Как организовать службу бизнес-разведки в компании? Стоит ли создавать для этого отдельную структуру, или функции по сбору «разведданных» могут быть возложены на сотрудников других подразделений?

«Если компания работает на остроконкурентном рынке, где минимальная утечка информации может стоить многомиллионных потерь или, того хуже, банкротства, скорее всего, имеет смысл создавать специальную службу бизнес-разведки, — считает Леонид Корох, CIO компании Aladdin. — Однако, на наш взгляд, большинство функций по сбору и анализу информации из открытых источников могут выполнять классические маркетологи в ходе перманентного мониторинга рыночного окружения и профильных СМИ, касающихся данного сегмента. Четко выработанные методы сбора информации, система анализа полученных данных и отработанная схема информирования руководства обо всех рыночных колебаниях и малейших движениях конкурентов — в большинстве случаев этих действий вполне достаточно для получения общей картины „поля боя“».

Однако иногда для принятия действительно важного управленческого решения может потребоваться информация из так называемых закрытых источников. «И вот тут уже арсенал бизнес-разведчика может сравниться разве что с джентльменским набором Джеймса Бонда, — рассказывает Леонид Корох. — При этом не стоит думать, что чем выше ценность требуемых разведданных, тем меньше вероятность того, что они могут быть получены легальным способом. Отнюдь. Никто не запрещает вам легально заказать продукт конкурента и протестировать его на предмет заявленных характеристик и функциональных возможностей.

Нет ничего сложного в том, чтобы позвонить в конкурирующую организацию, послушать стройную речь пресейл-менеджера и попросить сравнить предлагаемый продукт с рядом других — это даст возможность услышать конкурентные „недостатки“ вашего собственного продукта». Таким образом, можно выяснить ценовую и дисконтную политику, а иногда и планы по разработке следующих версий.

Отдельно стоит отметить бизнес-разведку на выставочных мероприятиях, форумах и конференциях. Запись презентаций или докладов — вполне легальная форма получения данных относительно бизнеса конкурента и его стратегических планов. «Скептически настроенные оппоненты могут возразить, сказав, что на публичных мероприятиях никто вам тайн не откроет. Возможно, но, во-первых, у вас уже будут данные, озвученные публичным лицом компании, которые вы можете сверять и перепроверять по другим источникам, во-вторых, если вы лично еще не примелькались специалистам конкурирующей компании, подойдите на стенд и задайте интересующие вопросы там. Выясняйте то, что вам нужно, представляясь клиентом, потенциальным партнером или даже журналистом. Иногда весьма полезно выявлять различия между заявленным в конференц-зале и сказанным на стенде», — советует Леонид Корох.

Все перечисленные способы легитимны. Однако если компания решит серьезно заняться своим конкурентом, не исключено, что в дело могут пойти и другие методы добычи информации, начиная с применения программ-«шпионов» и заказной атаки на информационные ресурсы компании и заканчивая вербовкой инсайдера и, более того, внедрением «на объект» — если остальные методы воздействия (технические и вербовочные) невозможны.

Невидимый фронт в виртуальной среде

Сейчас, в век динамичного развития информационных технологий, Интернет с его поистине безграничными информационными возможностями, пожалуй, стал основным полем деятельности для бизнес-разведчиков. «С уверенностью можно сказать, что интернет-разведка весьма эффективна, поскольку позволяет очень быстро получить огромное число относящихся к изучаемой области фактов, — говорит Сергей Киселев, директор департамента систем управления знаниями компании „Ай-Теко“. — Объем накапливаемых за сутки веб-страниц составляет десятки гигабайт. Это — ее первое отличие от других видов текстовой информации. С использованием статистических методов анализа можно получать полезные выводы о связях, которые с разной степенью вероятности существуют между объектами мониторинга, о динамике развития этих связей. Связи позволяют определить сообщества различного типа, существующие в виртуальном и реальном мире.

Интернет-разведка будет и дальше активно используемым инструментом не только из-за большого объема контента, но и из-за того, что это пространство не монополизировано».

Источники информации Интернета по разным признакам можно разделить на следующие категории:

  • платные, условно-бесплатные и бесплатные;
  • закрытые, ограниченно-доступные и общедоступные;
  • структурированные и неструктурированные (сюда же можно отнести индексируемые и неиндексируемые).

«Бесплатные источники открыты для всех пользователей. К условно-бесплатным можно отнести ресурсы, предоставляющие информацию по запросу, с обязательной предварительной регистрацией. Чтобы получить полноценный ответ, приходится обозначать свой интерес к данной теме и тратить время на получение и проверку достоверности собранной информации. Платные ресурсы обладают теми же недостатками, с той лишь разницей, что уровень достоверности выше и время, потраченное на поиск по запросам, входит в стоимость полученной информации», — отмечает Сергей Зорин.

Закрытыми являются ресурсы, доступные только для ограниченного круга пользователей, а ограниченно-доступными — ресурсы, обладающие и общедоступной, и закрытой частями. Уже сейчас небольшие и средние компании отказываются от предоставления в общий доступ документации по своим продуктам и технологиям, финансовой информации и т. п. Эти сведения могут получить клиенты или партнеры после аутентификации.

Источники информации можно разделить на структурированные и неструктурированные. К структурированным источникам относятся различные специализированные порталы, базы данных самых различных отраслей, сообществ и институтов, веб-каталоги, рубрицированные хранилища. Их можно классифицировать на легальные и нелегальные. Ко второму типу относится широкий спектр предложений многочисленных «развалов» с дисками, содержащими данные самых различных государственных и коммерческих компаний, достоверность которых гарантировать подчас весьма сложно.

Неструктурированные источники информации гораздо сложнее и разнообразнее и по форме, и по содержанию, особенно в свете появления концепции Web 2.0, социальных сетей, блогосферы. К ним относятся практически любые информационные ресурсы. «Личные дневники топ-менеджеров, их секретарей и других подчиненных могут содержать, на первый взгляд, банальную информацию, которую, однако, опытный разведчик вполне может использовать в своих целях, — рассказывает Леонид Корох. — Не менее полезен может быть анализ отзывов наемных работников о своих работодателях как в период работы, так и после увольнения. Нередко подобные „заметки“ могут содержаться в специальных блогах и коммьюнити. Проследить карьеру или узнать подробности о какой-либо персоналии могут помочь сверхпопулярные нынче „Одноклассники.ру“ или „Контакт.ру“. Так что источников много, надо лишь правильно организовать сбор и анализ».

«Если рассматривать типы источников через призму бизнес-разведки, то можно сказать, что основное различие здесь заключается в чистоте используемых данных, — считает Вадим Бондарев, ведущий менеджер по работе с партнерами, компания „ФОРС — Центр разработки“. — В большинстве случаев в структурированных каталогах хранится только конкретная „очищенная“ информация, разбитая на категории по определенным критериям, либо информация о датах и событиях и т. п. Обычный неструктурированный текст насыщен побочной информацией, которая и придает ему читабельность, и определяет взаимоотношения между объектами в тексте. Кстати, современные технологии вполне позволяют выделить почти любые фактографические данные из таких текстов, вплоть до эмоциональной окраски относительно описываемых субъектов».

Арсенал Джеймса Бонда

Инструменты и способы получения информации из Интернета чрезвычайно многообразны. По-прежнему большая часть поисковых операций реализуется через поисковые системы, которые позволяют получить быстрые результаты для последующей обработки. Поисковые системы можно разделить на несколько видов:

глобальные, массовые (Yandex, Google). Эти поисковики дают возможность экспорта данных в XML-формат посредством RSS-каналов, что обеспечивает возможность отслеживания и структурирования интересующей информации;

специализированные поисковые системы (каталоги глобальных поисковых систем, научные поисковики, системы поиска по базам данных при институтах, библиотеках и др.);

мета-поисковые системы обеспечивают поиск по совпадениям мета-данных в поисковом запросе с данными в мета-тегах страниц сайтов. Их использование позволяет получить неранжированную информацию по категории или типу информации.

Сегодня поисковые системы обладают возможностью частично структурировать найденную информацию, например на основе алгоритмов семантических сетей, выделяя наиболее значимые темы и ранжируя результаты по значимости относительно поискового запроса.

Количество сайтов, проиндексированных различными поисковыми системами, увеличивается в геометрической прогрессии. Но, тем не менее, эксперты утверждают, что доля непроиндексированного, «темного» Интернета для каждой поисковой системы (даже для такой мощной, как Google) возрастает месяц от месяца. «Поскольку разные поисковики используют разные алгоритмы поиска и уделяют „особое“ внимание разным участкам сети, к которым они наиболее адаптированы, логично во многих случаях искать сразу несколькими поисковыми машинами», — считает Сергей Зорин.

Для анализа информации необходимы более сложные и ресурсоемкие алгоритмы, поэтому встраиванию в поисковые системы такие средства не подлежат. Например, для выделения фактов в тексте, структурирования текста относительно различного количества признаков необходимы специальные аналитические комплексы, созданием которых и занимаются ИТ-компании, имеющие богатый опыт в этом, а также специалисты высокого уровня.

Cредства извлечения информации из интернет-ресурсов различаются прежде всего производительностью, надежностью и качеством анализа контента. На основе собранной роботом информации система выделяет и структурирует факты. Качественные роботы во многих случаях определяют и качество выделения фактов ведения досье, т. е. само качество технологии бизнес-разведки. Сергей Киселев отмечает тревожный факт: «На российском рынке сложилась сложная ситуация в секторе „малых“ поисковых систем. Основным фактором этой ситуации является желание выиграть тендер за счет демпинговой цены коммерческого предложения, а не качества предоставляемых услуг. Это становится возможным из-за того, что по условиям тендера, проводимого государственными структурами, основным квалификационным требованием является цена, а не функциональная полнота предлагаемого решения, что требуется по стандарту ISO 9000». На сегодняшний день реализованы основные базовые технологии для бизнес-анализа, бизнес-разведки и аналитической разведки. Разрабатываются и некоторые методы анализа контента в Интернете, которые связаны с анализом блогов, форумов и других сетевых диалоговых форм взаимодействия пользователей. Поскольку это очень специфический метод диалога, он требует и специальных методов анализа данных.

Эффект от внедрения систем бизнес-разведки на нижнем уровне сбора информации заключается в том, что пространство рассматриваемых тем и объектов практически полностью охвачено, и в процессе принятия решений не возникает дополнительной необходимости прямого обращения к среде Интернет или архивам. Если задачи мониторинга были поставлены правильно, вся эта информация в компании уже накоплена. В области аналитической обработки качество бизнес-разведки оценивается полнотой методов аналитической обработки и извлечения знаний. Чем лучше проведен анализ, тем выше вероятность принятия адекватного успешного бизнес-решения.

Комментариев нет: