22 февр. 2010 г.

Сознание ученика и сознание мастера

Взято с http://www.djinni.ru/wordpress/?p=102

При решении какой-либо задачи, первым этапом является сбор и обработка информации. Рассмотрим схематично, как происходит процесс обработки данных в нашем восприятии.
Будем считать, как это принято в классической теории информации, что понятие информации определяется через меру уменьшения неопределенности знаний о каком-либо событии (эта мера называется энтропия).

В процессе восприятия любых данных происходит следующий процесс:

Этап 1: Данные проходят через физический канал восприятия. Таким каналом служат наши органы чувств (слуховое, зрительное и тактильное восприятие). Но этот канал работает не на 100 %, т.е. мы воспринимаем не весь поток данных, а только тот на котором сфокусировано Ваше внимание.
Как показано на рисунке, фокус внимания сосредоточен только на данных, поступающих с «желтой зоны». Вы наверняка замечали подобное: если Ваше внимание сосредоточено на чем-то конкретном, то Вы замечаете только относящееся к этому конкретному. Все остальное как бы выпадает из зоны восприятия.

Таким образом, результатом обработки на этапе 1 является информация, прошедшая через фильтры, определяемые нашим вниманием. При этом существенные ограничения на пропускную способность канала восприятия оказывают наше эмоциональное состояние, отвлекающие внешние факторы, ведущие модальности восприятия (аудиал, визуал, кинестетик) и ряд других факторов.

Этап 2. Семантический.

Тезаурус – это совокупность тех сведений, которыми облает конкретный человек. Семантика (семантический фильтр) от греческого слова – обозначающий.

Т.е. информация, прошедшая через первый фильтр (физический) попадает в зону действия семантического фильтра. И если какие-то понятия, слова, термины нам непонятны, то мы их не воспринимаем. Соответственно часть информации теряется. И причина в основном обусловлена нами самими, нашими знаниями, опытом, умениями, кругозором, тезаурусом.

Та информация, которая нами понята, проходит на обработку в следующий фильтр - Прагматический, т.е. несущий практическое значение.

Этап 3. Прагматический.

Мы выбираем ту информацию, которая может оказаться полезной для решения конкретной задачи. Из информации, дошедшей до этого фильтра, большая часть окажется либо ненужной информацией, либо избыточной. Мы возьмем только полезную информацию. Отличать одну от другой, естественно, нужно учиться, но это уже другая тема.

Резюмируя сказанное выше:

Поток данных, прежде чем превратиться в полезную информацию проходит ряд этапов. На каждом этапе процесс подвергается шумовому воздействию (с позиции терминологии теории информации). На выходе имеем информацию, отфильтрованную и отвечающую решению конкретной задачи.

Как практический пример. Рассмотрим сознание ученика и сознание мастера.

Входная информация ученика в процессе обработки: 1 – окрашивается и 2- на выходе появляется с задержкой (обусловленной временем обработки). Окрашивание происходит под влиянием внесения в объективно поступающую информацию личностных характеристик ученика.

Для мастера входная информация: 1 –не окрашивается, т.е. отражает объективную реальность и 2 – нет задержки по времени.
Задача наиболее полного и эффективного усвоения входящих данных заключается в решении следующих моментов:

1. Расширить зоны восприятия входной информации.

За счет развития физического канала – развития ведущих модальностей.

За счет снятия шумовых воздействий, ограничивающих восприятие. Например, если эмоционально взволнован, то реакция на поступающую информацию будет неадекватной. Задача – ровный эмоциональный фон при любых ситуациях.

2. Расширять свой Тезаурус. Словарный запас, знания, кругозор, навыки.

3. Четко понимать – для каких целей будет использоваться информация. Для решения каких задач.

И как заключительная ремарка. На этапе развития ученика – формируются так называемые шаблонные реакции на конкретную ситуацию.

В случае если под ситуацию шаблон не выработан, то у ученика возможен ступор. Чем разнообразнее ситуации и выработанные шаблоны, тем более устойчивая реакция ученика. Пример, чем больше опыт у человека в критических ситуациях, тем большая у него зона комфорта.

Для мастера ситуация и реакция на нее не зависят от наличия и количества шаблонов. Идет адекватная реакция без временной задержки. Будем и мы стремиться к достижению этого состояния.

автор Медведев Николай

Подробнее здесь http://www.djinni.ru/wordpress/?p=102

Комментариев нет: