20 окт. 2012 г.

Профессия — тролль. Сколько платят за подрыв чужой репутации


Профессия - тролль. Сколько  платят за подрыв чужой репутации

Профессия — тролль. Сколько платят за подрыв чужой репутации

Минусовать рейтинги и репутацию оппонентов — вот основная задача сетевых троллей. И просят они за такую грязную работу немного
Влияние на общественное мнение и репутацию  через онлайн-комментарии и посты, а также откровенное очернение (сайтов, идей, репутаций  компаний, партий и персон) — все это давно стало бизнесом. Участники  рынка рассказали корреспонденту ЛІГАБізнесІнформ о том, сколько зарабатывают тролли.

Имитация мнений
Рынок услуг по влиянию на сетевые сообщества сформировался тогда, когда эти  сообщества  приобрели силу, сопоставимую со СМИ, отмечает руководитель консалтинговой компании Slovesnik.pro Петр Кузнецов. Контролировать мнения стандартными способами (подачками, угрозами) не получается — всех не подкормишь, а угрозы могут дорого обойтись в информационном смысле. Поэтому выбирается арсенал  менее грубых средств. Одно из них — непосредственное участие в дискуссии, с формированием определенного мнения или достижения заданной коммуникационной задачи. «Но это требует определенного уровня — и в части смекалки, и в части внимания к языку, на котором общается конкретное сообщество», — говорит Кузнецов.
В онлайн-управлении мнениями необходимо различать прямые рекламные сообщения, троллинг и SERM (Search Engine Reputation Management, управление репутацией в поисковых системах), пояснил директор агентства «Сарафанная реклама» Олег Львов. SERM предполагает вытеснение из выдаваемых по запросам поисковиков негативных или неправдивых отзывов о бренде, компании, публичной личности, политической партии. А тро́ллинг (от англ. trolling — блеснение, ловля рыбы на блесну) — это размещение на форумах, в блогах, соцсетях и новостных сайтах провокационных сообщений с целью вызвать «флейм» (от англ. flame — огонь, пламя; словесная перепалка на интернет-ресурсах), спровоцировать конфликты между участниками, взаимные оскорбления.
Платный троллинг преследует те же цели — с помощью провокационных и неправдивых сообщений очернить бренд, компанию или политика. И разница между SERM и троллингом примерно такая же, как и между белым и черным PR. «Это как белое и черное, хотя полутона, конечно же, в этом вопросе имеются», — говорит Олег Львов.
«Все ведущие интернет-порталы и социальные сети инфицированы платными комментариями троллей»

Заказы на политиков
В Украине троллят в основном компании конкурентов, воюя за покупателей, бизнес-ниши и рынки. И делают это обычно своими силами — руками сотрудников отделов продаж и пиар-менеджеров. Профессиональный троллинг бизнесмены в нашей стране практически не заказывают, и мало кто на этом зарабатывает, уверяет глава агентства «Сарафанная реклама» Олег Львов.
А вот что касается политики — все ведущие интернет-порталы и социальные сети инфицированы платными комментариями троллей. Особенно ярко это бросается в глаза сейчас, накануне выборов в Верховную Раду. По мнению Львова, политическим PR-ом это трудно назвать, поскольку тролли не могут толково агитировать или пиарить в принципе. «К сожалению, украинские политики мало понимают интернет-технологии — их больше интересует общий процесс, чем его результат», — отметил он. Политические партии, как правило, обращаются за услугой троллинга не к профессиональным агентствам, а контролируют ее самостоятельно, набирая молодых людей,  освоивших интернет и социальные сети.
Петр Кузнецов соглашается, что в политические кампании вовлекаются молодые люди сомнительной компетенции, и иногда на это списываются весьма крупные средства. «Но на практике самыми работоспособными и эффективными оказываются люди среднего возраста или в годах», — уточняет он.
Судя по количеству заказных комментариев на политические темы, в Украине политическим троллингом занимается не менее несколько сотен человек от разных сил, иначе такой объем просто не поднять, говорит Львов. «Читая все эти платные комментарии, все больше понимаешь, почему ящик для голосования назвали урной», — комментирует директор агентства.
Задачи ставят троллям разные — спровоцировать пользователей на грубость с последующим «баном», загадить неугодную страничку отвратительными комментариями. Но заблокировать троллингом работу отдельной веб-страницы практически невозможно. Во-первых, для этого необходимо слишком большое количество троллей, а во-вторых любой серьезный ресурс постоянно модерируется, и опытный модератор может достаточно легко обрубить целую группу троллей. Для того, чтобы повалить сайт, используются более действенные методы, такие как DDoS-атаки.

Профессиональные тролли очень похожи на украинских политиков
Профессиональный тролль должен быть хорошим копирайтером, чтобы быстро, легко и главное самостоятельно писать нужные тексты. Важна и выдержка, устойчивость к стрессам: если принимать чужие полемику близко к сердцу, то в этой сфере долго не проработаешь.  Желательно знание предмета: комментатор, который плавает в своей теме, не сможет эффективно работать, уверен Олег Львов.
«Для троллей пригодится отсутствие комплексов и моральных принципов. Яростно защищать то, во что не особенно веришь, не каждый сможет, и в этом профессиональные комментаторы очень похожи на украинских политиков», — добавляет он.
По словам Петра Кузнецова, с троллями та же история, что и в спорте: лучшими спортсменами становятся вовсе не те, кто в детстве был самым крепким и здоровым, а те, у кого были проблемы, преодолевая которые человек научился эффективно прилагать усилия. Это помогает человеку независимо мыслить, спорить и отстаивать свою позицию, даже если она проигрышная. «Это люди, для которых общение в интернете на самом деле компенсирует нехватку чего-то в обычном общении. Сложно отметить какие-то конкретные качества — это все равно, что объяснить, каковы признаки настоящего писателя. Можно понять только на передовой», — говорит Кузнецов.
Средняя цена на российском рынке для комментария от виртуального пользователя находится в районе 70 рублей (около 27,4 грн. по курсу НБУ — ред.), говорит Кузнецов. Однако львиную долю денег на этом рынке собирают известные в сообществе пользователи — «звезды», расценки у которых совсем другие.
По словам Олега Львова, стоимость услуг профессионального комментатора, как и стоимость создания интернет-сайта, формируется в зависимости требуемого результата. «Цены на создание сайта и троллинг-кампанию  где-то сопоставимы. (от 500 долл. — ред.) Основной критерий тут — потраченное время, а оно зависит от области обсуждения, от нее зависит, сколько ресурсов надо контролировать и насколько интенсивно обсуждается тема. Ну, и поскольку данные услуги не совсем законны и этичны, то и цена там, как на любом черном рынке — как договоришься», — рассказывает Львов.
Не пожелавшие быть названными сотрудники одного из предвыборных штабов назвали такие условия: $400-500 в месяц, на период избирательной кампании (3 месяца), 6-8 часовой рабочий день, удаленно.

Прайсы и принципы
Троллинг — это специфическая услуга, которая долго будет востребована, говорит известный российский блоггер под псевдонимом Вовка. Среди прочего, он занимается координированием и обучением онлайн-комментаторов. Спрос на такие услуги растет, и на форумах нетрудно найти подходящее предложение. Условие одно — предоплата.
Настоящих троллей-профи не много, говорит «Вовка», многие пока не осознают перспективности этих услуг и не знают, как добиться успеха. Зарабатывает на этом не только молодежь: среди комментаторов есть и 15-ти летние, и 40-летние. Важнейшими качествам для успешного тролля «Вовка» называет терпение и эрудицию. Кроме того, не помешает хорошее чувство юмора, богатый словарный запас и навыки сетевого общения.
Заказы поступают разные. «В свое время клиенты просили меня потопить какого-то конкурента, отслеживая его рекламу в интернете. Т.е. к примеру, есть какая-то компания, она на разных сетевых проектах размещает свою текстовую рекламу. Моя задача была — поднять обсуждение с разных компов и ников и свести их вложения в PR на ноль. Но чаще всего заказывают затроллить людей, сомневающихся в товарах или брендах, на стороне которых играю я», — делится опытом «Вовка».
Стоимость услуг, по его словам, зависит от уровня тролля, от его портфолио, а также от сложности задачи. Но точных данных по рынку этих специфических услуг никто не называет. «Могу сказать одно — проведение одной нормальной кампании стоит минимум $1 тыс. «Загадить» один сайт — также четких расценок нет, все зависит от его развития и посещаемости. Я работал  за $1,2-1,8 тыс.», — рассказывает профессиональный тролль.
Официальный прайс на блоге Вовки выглядит скромнее: 1000 комментариев обойдется в 3000 рублей (около 770 грн.). Минимальная стоимость заказа — 500 рублей (около 128 грн.). При единовременном заказе с суммарным количеством лайков более 3000 предлагаются скидки 10%, 5000 лайков — скидка 15%, а постоянным клиентам скидка 5%.
Некоторые заказы тролль не берет принципиально «Пару раз предлагали троллить политику страны, в которой я родился и живу. Я патриот, sorry… Кроме того, я никогда не работаю с религиозными проектами, сектами и сайтами, в корне противоречащими моим личным  взглядам», — говорит он.

Александр Винниченко
ЛIГАБiзнесIнформ

Комментариев нет: