Как работает отечественная контрразведка
автор Игорь ИЛЬИНОВ
Меня со школьных лет привлекали разведчики. Возможно, благодаря ореолу таинственности вокруг их работы, созданному в первую очередь благодаря искусно написанным книгам советских авторов и отечественным художественным фильмам. А еще вызывали восхищение смелость и недюжинный интеллект (куда там Джеймсу Бонду!). Помню, мы с пацанами забывали про дворовый футбол, катание на велосипеде или купание в озере, если по телеку шли «Майор Вихрь», «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна» и другие подобные ленты. Кстати, две последних были созданы по книге Василия Ардаматского «Сатурн» почти не виден», прототипом главного героя которой стал ставропольчанин Александр Козлов. Он был участником контрразведывательной операции «Сатурн», явившей собой яркий пример блестящей работы советских спецслужб в годы Великой Отечественной.
А. Козлов – уроженец села Александровского, а война застала его в военном училище. Необстрелянный лейтенант попал на Западный фронт, боевое крещение получил под Ельней, будучи уже помощником начальника штаба по разведке. Но в июне 1942 года попал в плен к фашистам. Был вариант вернуться к своим – для этого надо было пройти обучение в разведывательной школе 103 («Сатурн») в деревне Катынь Смоленской области. Гитлеровцы включили его в состав разведывательной команды и забросили в тыл советских войск.
Прошло более полугода подготовки, и в 1943 году агент германской военной разведки «Абвер» Козлов под псевдонимом Меньшиков без тени сомнения стал трудиться под контролем сотрудников «Смерш». Разведчик не раз находился на волоске от смерти, практически ежедневно рискуя жизнью, но всегда поистине героически выходил из труднейших ситуаций и успешно добывал уникальную информацию. В конце войны Козлов под видом немецкого офицера сдался в плен американцам, но был передан советской стороне и даже отправлен в ГУЛАГ. К счастью, все довольно быстро разъяснилось. Разведчик Козлов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней. Он был удостоен званий почетного гражданина родного села Александровского и белорусского города Борисова. О его подвиге написаны романы и документальные повести, сняты фильмы.
Безусловно, контрразведывательные подразделения – неотъемлемая часть истории России. Как бы это высокопарно ни звучало, но они ведут борьбу на невидимом фронте геополитических противостояний государств, стоят на страже безопасности и защите интересов нашей страны от посягательств иностранных разведок. Немалая роль принадлежит им в сохранении территориальной целостности и обеспечении политической стабильности. С самого своего зарождения контрразведка (поясню, как появилась эта точка отсчета: в 1922 году она впервые в истории отечественных спецслужб стала самостоятельным подразделением) боролась не только с зарубежными шпионами, но и с белогвардейскими организациями и контрреволюционными партиями как за границей, так и в РСФСР, защищала от посягательств промышленные предприятия, транспорт, государственные учреждения, части и соединения армии и флота. В числе ее приоритетов было противостояние бандитизму, заговорам, незаконным пересечениям границы и контрабанде. Первым руководителем контрразведки на Ставрополье в сентябре 1923 года был назначен Владимир Скловский-Нассонов.
Конечно же, лучшая оценка работы контрразведчиков ставропольских подразделений служб безопасности – это итоги оперативной деятельности чекистов в разные времена. Так, у полковника в отставке Владимира Швеца (на снимке) за 30 лет службы в «органах» подобных итогов немало. В 1980-х он возглавлял отдел контрразведки Управления КГБ СССР по Ставропольскому краю:
- Специфика нашего региона была такова, что через него транзитом шел большой поток иностранцев. Немало здесь бывало дипломатов и разведчиков, интересовавшихся величиной урожая пшеницы, состоянием и содержанием крупного рогатого скота, производственными сельскохозяйственными базами. Конечно, привлекали их и промышленные предприятия, выпускавшие продукцию для Министерства обороны СССР. Мы всячески старались преграждать им путь на режимные предприятия.
А первая серьезная операция, в которой участвовал В. Швец, была проведена в 1967 году в Хабаровске. Из Москвы поступило сообщение, что на Дальний Восток из столицы под видом иностранных дипломатов выехали поездом четыре разведчика – американский, английский, немецкий и французский. Как стало известно нашим спецслужбам, по пути следования они фиксировали пункты противовоздушной обороны. «Дипломаты» общались с советскими гражданами, задавали им вопросы о расположении воинских частей, радарных и ракетных установок. В Хабаровске хитрая четверка попыталась проникнуть на режимный завод, выпускавший оборонную продукцию. Но тут «шпиков» задержали, изъяли у них блокноты и радиоаппаратуру. Военные специалисты сделали анализ добытых иностранцами сведений и пришли к выводу, что лазутчики действительно за время путешествия собрали много секретной информации, и если вывезут ее за рубеж, то обороноспособности Союза будет нанесен огромный ущерб.
После согласования с КГБ СССР и Генеральной прокуратурой «дипломатов» объявили персонами нон грата и выдворили из страны. Но из-за этого чуть не разразился международный скандал – МИДы США и Германии грозились предъявить ноту протеста, однако когда советские спецслужбы представили им исчерпывающие доказательства шпионской одиссеи замаскированных агентов, то высокие ведомства передумали возмущаться.
Через два года в Хабаровске В. Швец участвовал в захвате с поличным японского разведчика. А потом еще одного – в Комсомольске-на-Амуре. Затем еще одного – в Советской Гавани…
Что в советское время, что в новейшей российской истории попыток выведать наши секреты меньше не становится. И сейчас работа ставропольских контр-разведчиков достаточно напряженная – с середины 90-х годов прошлого столетия по сегодняшний день они разоблачили 20 агентов и кадровых сотрудников иностранных спецслужб. Дело в том, что заграница рассматривает Ставропольский край как форпост России на Кавказе, а потому…
- Ни для кого не секрет, что истинные корни и источники многих проблем Северо-Кавказского региона лежат далеко за его пределами, – говорит начальник отдела контрразведывательных операций УФСБ России по Ставропольскому краю (назовем его просто – «Сотрудник»). – Сепаратистские и экстремистские организации, действующие в России, в том числе и в Чечне, тесно связаны и поддерживаются спецслужбами Грузии, Турции, Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана. Против РФ применяются самые различные формы и методы подрывной деятельности – от разжигания сепаратизма и национализма до внедрения чуждых идей ваххабизма и пантюркизма, способствующих в конечном счете формированию бандподполья. Цель, которую они ставят, также известна – дестабилизировать обстановку в стране, лишив ее самостоятельности, и подорвать суверенитет.
«Сотрудник» рассказал, что возможности иностранных спецслужб по сбору информации разведывательного характера за последние годы возросли многократно. Шпионы едут к нам тайно и явно, под видом дипломатов, туристов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей всяческих фондов, благотворительных организаций и миссий. Изменились и формы их работы – все чаще разведывательные интересы легко маскируются и мотивируются, скажем, интересами бизнеса, изучением непредсказуемого российского рынка, что, к сожалению, спокойно воспринимается доверчивыми гражданами.
- В 2000-х годах было разоблачено пять турецких шпионов, – приводит примеры начальник отдела контрразведывательных операций УФСБ России по СК. – Одна из них, подданная Турции Несрин Услу, очень увлекалась экономикой и любопытствовала, какие мощности и сроки ввода в эксплуатацию намечены по нефтепроводу «Тенгиз – Новороссийск». Объект же сей, как известно, является альтернативой турецкому проекту «Баку – Джейхан», сулящему Турции экономическую и политическую выгоду. Другой житель этой страны болгарского происхождения, Мутлудоган Хаккы, усиленно вникал в проблематику, связанную с наведением конституционного порядка в Чечне. А турецкий предприниматель Оджал Хусейн после нескольких неудачных попыток вывоза из России металлолома и леса решил купить в Нижегородском представительстве ГК «Росвооружение» крупную партию новейших… БТРов. Сделано это было в обход закона, что могло скомпрометировать нашу страну на мировом рынке экспорта оружия. К счастью, такую деструктивную деятельность удалось вовремя пресечь.
Контрразведке исполнилось 90 лет, но существовать она будет, наверное, всегда, пока будут существовать государства. Ведь это единственная служба в РФ, которая выявляет, предупреждает и пресекает деятельность зарубежных агентов. Действующих сотрудников контрразведки не так уж много, и их лица не показывают на страницах газет или телеэкранах, поскольку самой спецификой спецслужбы предопределены не только преданность Отечеству, верность долгу, профессионализм и порядочность, но и умение оставаться в тени.
автор Игорь ИЛЬИНОВ
Меня со школьных лет привлекали разведчики. Возможно, благодаря ореолу таинственности вокруг их работы, созданному в первую очередь благодаря искусно написанным книгам советских авторов и отечественным художественным фильмам. А еще вызывали восхищение смелость и недюжинный интеллект (куда там Джеймсу Бонду!). Помню, мы с пацанами забывали про дворовый футбол, катание на велосипеде или купание в озере, если по телеку шли «Майор Вихрь», «Путь в «Сатурн», «Конец «Сатурна» и другие подобные ленты. Кстати, две последних были созданы по книге Василия Ардаматского «Сатурн» почти не виден», прототипом главного героя которой стал ставропольчанин Александр Козлов. Он был участником контрразведывательной операции «Сатурн», явившей собой яркий пример блестящей работы советских спецслужб в годы Великой Отечественной.
А. Козлов – уроженец села Александровского, а война застала его в военном училище. Необстрелянный лейтенант попал на Западный фронт, боевое крещение получил под Ельней, будучи уже помощником начальника штаба по разведке. Но в июне 1942 года попал в плен к фашистам. Был вариант вернуться к своим – для этого надо было пройти обучение в разведывательной школе 103 («Сатурн») в деревне Катынь Смоленской области. Гитлеровцы включили его в состав разведывательной команды и забросили в тыл советских войск.
Прошло более полугода подготовки, и в 1943 году агент германской военной разведки «Абвер» Козлов под псевдонимом Меньшиков без тени сомнения стал трудиться под контролем сотрудников «Смерш». Разведчик не раз находился на волоске от смерти, практически ежедневно рискуя жизнью, но всегда поистине героически выходил из труднейших ситуаций и успешно добывал уникальную информацию. В конце войны Козлов под видом немецкого офицера сдался в плен американцам, но был передан советской стороне и даже отправлен в ГУЛАГ. К счастью, все довольно быстро разъяснилось. Разведчик Козлов был награжден орденами Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны I и II степеней. Он был удостоен званий почетного гражданина родного села Александровского и белорусского города Борисова. О его подвиге написаны романы и документальные повести, сняты фильмы.
Безусловно, контрразведывательные подразделения – неотъемлемая часть истории России. Как бы это высокопарно ни звучало, но они ведут борьбу на невидимом фронте геополитических противостояний государств, стоят на страже безопасности и защите интересов нашей страны от посягательств иностранных разведок. Немалая роль принадлежит им в сохранении территориальной целостности и обеспечении политической стабильности. С самого своего зарождения контрразведка (поясню, как появилась эта точка отсчета: в 1922 году она впервые в истории отечественных спецслужб стала самостоятельным подразделением) боролась не только с зарубежными шпионами, но и с белогвардейскими организациями и контрреволюционными партиями как за границей, так и в РСФСР, защищала от посягательств промышленные предприятия, транспорт, государственные учреждения, части и соединения армии и флота. В числе ее приоритетов было противостояние бандитизму, заговорам, незаконным пересечениям границы и контрабанде. Первым руководителем контрразведки на Ставрополье в сентябре 1923 года был назначен Владимир Скловский-Нассонов.
Конечно же, лучшая оценка работы контрразведчиков ставропольских подразделений служб безопасности – это итоги оперативной деятельности чекистов в разные времена. Так, у полковника в отставке Владимира Швеца (на снимке) за 30 лет службы в «органах» подобных итогов немало. В 1980-х он возглавлял отдел контрразведки Управления КГБ СССР по Ставропольскому краю:
- Специфика нашего региона была такова, что через него транзитом шел большой поток иностранцев. Немало здесь бывало дипломатов и разведчиков, интересовавшихся величиной урожая пшеницы, состоянием и содержанием крупного рогатого скота, производственными сельскохозяйственными базами. Конечно, привлекали их и промышленные предприятия, выпускавшие продукцию для Министерства обороны СССР. Мы всячески старались преграждать им путь на режимные предприятия.
А первая серьезная операция, в которой участвовал В. Швец, была проведена в 1967 году в Хабаровске. Из Москвы поступило сообщение, что на Дальний Восток из столицы под видом иностранных дипломатов выехали поездом четыре разведчика – американский, английский, немецкий и французский. Как стало известно нашим спецслужбам, по пути следования они фиксировали пункты противовоздушной обороны. «Дипломаты» общались с советскими гражданами, задавали им вопросы о расположении воинских частей, радарных и ракетных установок. В Хабаровске хитрая четверка попыталась проникнуть на режимный завод, выпускавший оборонную продукцию. Но тут «шпиков» задержали, изъяли у них блокноты и радиоаппаратуру. Военные специалисты сделали анализ добытых иностранцами сведений и пришли к выводу, что лазутчики действительно за время путешествия собрали много секретной информации, и если вывезут ее за рубеж, то обороноспособности Союза будет нанесен огромный ущерб.
После согласования с КГБ СССР и Генеральной прокуратурой «дипломатов» объявили персонами нон грата и выдворили из страны. Но из-за этого чуть не разразился международный скандал – МИДы США и Германии грозились предъявить ноту протеста, однако когда советские спецслужбы представили им исчерпывающие доказательства шпионской одиссеи замаскированных агентов, то высокие ведомства передумали возмущаться.
Через два года в Хабаровске В. Швец участвовал в захвате с поличным японского разведчика. А потом еще одного – в Комсомольске-на-Амуре. Затем еще одного – в Советской Гавани…
Что в советское время, что в новейшей российской истории попыток выведать наши секреты меньше не становится. И сейчас работа ставропольских контр-разведчиков достаточно напряженная – с середины 90-х годов прошлого столетия по сегодняшний день они разоблачили 20 агентов и кадровых сотрудников иностранных спецслужб. Дело в том, что заграница рассматривает Ставропольский край как форпост России на Кавказе, а потому…
- Ни для кого не секрет, что истинные корни и источники многих проблем Северо-Кавказского региона лежат далеко за его пределами, – говорит начальник отдела контрразведывательных операций УФСБ России по Ставропольскому краю (назовем его просто – «Сотрудник»). – Сепаратистские и экстремистские организации, действующие в России, в том числе и в Чечне, тесно связаны и поддерживаются спецслужбами Грузии, Турции, Саудовской Аравии, Иордании и Пакистана. Против РФ применяются самые различные формы и методы подрывной деятельности – от разжигания сепаратизма и национализма до внедрения чуждых идей ваххабизма и пантюркизма, способствующих в конечном счете формированию бандподполья. Цель, которую они ставят, также известна – дестабилизировать обстановку в стране, лишив ее самостоятельности, и подорвать суверенитет.
«Сотрудник» рассказал, что возможности иностранных спецслужб по сбору информации разведывательного характера за последние годы возросли многократно. Шпионы едут к нам тайно и явно, под видом дипломатов, туристов, ученых, потенциальных инвесторов, бизнесменов, представителей всяческих фондов, благотворительных организаций и миссий. Изменились и формы их работы – все чаще разведывательные интересы легко маскируются и мотивируются, скажем, интересами бизнеса, изучением непредсказуемого российского рынка, что, к сожалению, спокойно воспринимается доверчивыми гражданами.
- В 2000-х годах было разоблачено пять турецких шпионов, – приводит примеры начальник отдела контрразведывательных операций УФСБ России по СК. – Одна из них, подданная Турции Несрин Услу, очень увлекалась экономикой и любопытствовала, какие мощности и сроки ввода в эксплуатацию намечены по нефтепроводу «Тенгиз – Новороссийск». Объект же сей, как известно, является альтернативой турецкому проекту «Баку – Джейхан», сулящему Турции экономическую и политическую выгоду. Другой житель этой страны болгарского происхождения, Мутлудоган Хаккы, усиленно вникал в проблематику, связанную с наведением конституционного порядка в Чечне. А турецкий предприниматель Оджал Хусейн после нескольких неудачных попыток вывоза из России металлолома и леса решил купить в Нижегородском представительстве ГК «Росвооружение» крупную партию новейших… БТРов. Сделано это было в обход закона, что могло скомпрометировать нашу страну на мировом рынке экспорта оружия. К счастью, такую деструктивную деятельность удалось вовремя пресечь.
Контрразведке исполнилось 90 лет, но существовать она будет, наверное, всегда, пока будут существовать государства. Ведь это единственная служба в РФ, которая выявляет, предупреждает и пресекает деятельность зарубежных агентов. Действующих сотрудников контрразведки не так уж много, и их лица не показывают на страницах газет или телеэкранах, поскольку самой спецификой спецслужбы предопределены не только преданность Отечеству, верность долгу, профессионализм и порядочность, но и умение оставаться в тени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий