27 апр. 2012 г.

Китайские психологи научились определять тип личности по поведению в социальных сетях

Китайские психологи научились определять тип личности по поведению в социальных сетях



Современная психология утверждает, что человеческую личность можно разложить по пяти полочкам: 1) приятность как степень полезности, отзывчивости, благожелательности; 2) добросовестность — дисциплинированности, организованности, целеустремлённости; 3) экстраверсия — коммуникабельности, уверенности в себе, болтливости; 4) невротизм — эмоциональной стабильности, контроля над порывами и тревогой; 5) открытость — интеллектуального любопытства, стремления к новизне и разнообразию.

Психологи потратили много времени и сил на разработку тестов, которые позволяют классифицировать людей по этим критериям. Шотянь Бай из Высшего университета Китайской Академии наук и его коллеги предложили более короткий путь: они полагают, что можно определить личность человека по его поведению в социальных сетях.

Метод относительно прост. Учёные попросили более 200 китайских студентов, имеющих учётные записи в местной социальной сети «Жэньжэнь» («Фейсбук» в Поднебесной запрещён), заполнить в онлайн-режиме стандартный опросник NEO PI-R, разработанный Калифорнийским университетом в Беркли (США) в 1990-х годах. Одновременно исследователи проанализировали странички добровольцев, отметив возраст, пол и различные аспекты интернет-поведения: частоту появления новых записей в блогах, эмоциональное содержание сообщений и т. д.

Затем специалисты попробовали различные вычислительные методы для поиска соответствий между результатами тестирования и тем, что показали странички. И действительно, онлайн-активность оказалась хорошим индикатором типа личности. Например, добросовестные люди чаще делают перепост сообщений с просьбой о помощи; экстраверты увлекаются смайликами; частота обновлений статуса коррелирует с открытостью; невротизм измеряется количеством сердитых комментариев.

Исследователи отмечают, что этот метод может оказаться весьма полезным для точечной рекламы и рекомендательной системы социальной сети (мол, дорогой пользователь, вам обязательно понравится ежедневно просматривать новости международных отношений). Кроме того, авторы приходят к наивному выводу, что похожие люди с радостью подружатся и разделят интерес к одним и тем же книгам, фильмам, музыке.

Ну, и конечно, методой воспользуются люди, подыскивающие себе очередную наивную жертву, которую можно будет заманить в лес, изнасиловать и убить, завербовать в секту или превратить в террориста.

Если серьёзно, то подобные штудии вызывают большие сомнения. Всё ещё под вопросом сам факт того, что в онлайне мы отвечаем на вопросы тестов так же, как в офлайне: ведь замечено, что мы порой выглядим совершенно по-разному, отвечая на них письменно и устно. Кроме того, есть разные культуры: возможно, выводы, сделанные на китайцах, не сработают на чероки и зул

Комментариев нет: