23 апр. 2011 г.

Промышленный шпионаж - устаревшее понятие. Пришло время гиперконкуренции

Взято с ИноПресса

Сегодня в мире разворачивается гиперконкуренция, которую некоторые даже называют экономической войной: она затягивает компании в бурные воды экономических сражений, вынуждая их использовать, мягко говоря, "неклассические" средства, пишет на страницах Le Monde эксперт Института международных и стратегических отношений Али Лаиди. Для внедрения этих нечестных или откровенно противозаконных методов генштабы предприятий нанимают бывших военных, полицейских или агентов спецслужб, а иногда привлекают хакеров или раскаявшихся возмутителей спокойствия. Если они не хотят действовать напрямую сами, то оплачивают соответствующие услуги агентств, специализирующихся на экономическом шпионаже, пишет Лаиди. Издание рассказывает о некоторых механизмах захвата и дестабилизации рынков.

Наступательный бенчмаркинг. Принцип прост: наблюдать и копировать хорошие идеи. Пока информация о других компаниях черпается из открытых источников, этот метод абсолютно легален, противозаконным он становится, если бенчмаркинг осуществляется в ущерб конкуренту за счет сведений, полученных сомнительным путем, например, когда агент выдает себя за клиента или студента-стажера для получения информации. В случае неудачи специалисты по экономической разведке начинают действовать быстро: объявляют подложный тендер для привлечения интересующей компании с тем, чтобы она сообщила свои тарифы и предел, до которого готова снизить цены, или даже внедряют на завод компании своего агента, который может спровоцировать аварию, чтобы посмотреть, какова будет реакция конкурента.

Нарушение авторских прав посредством копирования продукта, а не процесса производства. Исходным в данном случае является существующий продукт, механизм производства которого предстоит понять, а затем повторить, внеся усовершенствования. Но чтобы дестабилизировать конкурента, надо пойти еще дальше: вбросить на рынок некачественную подделку товара конкурирующей фирмы, чтобы вызвать недовольство у клиентов. Цель такой контрафакции - испортить репутацию конкурента.

Переманивание кадров у конкурента. В 1990-е годы кадровая политика стала страшным оружием в экономической войне, "инструментом разведки и дестабилизации", пишет газета. При устройстве на работу человек охотно говорит о своих достижениях на работе и может неумышленно рассказать о состоянии дел в своей компании. Кроме того, охота за человеческими головами иногда может быть использована для перекупки или уничтожения компании-конкурента: из компании постепенно переманивают ключевых сотрудников и получают от них максимум информации, а затем уже начинают операцию.

автор Али Лаиди (ИноПресса)

Комментариев нет: