Что делает аналитик? Он собирает информацию, каким-то образом ее сохраняет, затем обрабатывает и создает готовый продукт – опять же информацию. Это если совсем упрощенно, а на самом деле все значительно сложнее. Больше этапов и преобразований, но для понимания сути достаточно этой, простой схемы. А как происходит манипулирование этой самой информации в ходе работы с ней? Возьмем самый первый этап «Сбор-сохранение». Необходимо все исходники сохранить в первозданном виде, чтобы в последствии можно было всегда уточнить «как это было в оригинале». Кроме того задача может слегка измениться или появиться новая, но касающаяся и настоящей проблемы. Чтобы вновь не тратить время на получение данных их нужно сохранить в том виде, в каком они к вам попали. Постепенно у вас будет накапливаться много таких файлов, ориентироваться в которых будет всё труднее и труднее. В принципе эта проблема решается существующими полнотекстовыми поисковыми системами. Но у них есть один недостаток – они не позволяют структурировать собранную информацию, а лишь ищут заданный вами набор символов. По этой причине необходимо каждый файл снабжать некими справочными данными. Например вносить название проблемы, в связи с которой данная информация была получена, и вносить названия сущностей прямо не указанных в тексте, но к которым данный файл имеет отношение. Хорошо если вы единственный пользователь и «наполнитель» данного хранилища. А если нет? Тогда, для исключения хаоса, необходимо выработать и четко обозначить правила, по которым будет производиться комментирование материала. Но и при наличии таких правил есть вероятность, что-то упустить из-за субъективного взгляда на проблему ваших коллег. В этой ситуации помог бы некий виртуальный файловый менеджер, в котором можно создавать объединения файлов по проектам с условием возможности отнесения одного файла к неограниченному числу проектов, при наличии в нем поисковой функции. Причем «отнесение» файла к тому или иному проекту должно быть автоматическое (при наличии неких признаков) и ручное. Есть отдельно простые каталогизаторы и отдельно не плохие поисковые системы. Причем если поисковые системы по большей части вполне удовлетворяют потребности аналитика, то с каталогизаторами дело обстоит значительно хуже.
Но это лишь начало пути. Далее аналитик начинает обрабатывать собранную информацию. Чаще всего на начальном этапе стоит задача понять «что это?» или «как это было?». Для этого используется технология описания, аналогия, ретроспективная технология и технология структурирования информации. Фактически аналитик выделяет в собранных материалах элементы, характеризующие его область интереса, и складывает из этих элементов мозаику. Как это происходит? – правильно – в «ручном» режиме. Копируем в одном документе - переносим в другой. Так и формируется некий дайджест, на основании которого будет создаваться итоговый документ. Но ведь и этот процесс можно несколько автоматизировать. Коль скоро все «кусочки» собираем в один файл, то почему нельзя его формировать автоматически просто отмечая заинтересовавшие фрагменты в «исходниках»? Такие программы есть – например подобный механизм заложен в программу Сайт-Спутник Алексея Мыльникова. Но ведь это не все. Часто заинтересовавшие элементы нужно вставлять не в итоговый файл вообще, а в его конкретные места. Для этого нужен некий шаблон, в элементы которого и можно было бы вносить выбранные цитаты указывая место внесения простым кликом. Представляете сколько времени сэкономит такая в принципе не сложная программа если в ней есть возможность создать несколько шаблонов «под себя». К стати и конечный документ составляется примерно по той же технологии.
А теперь собственно анализ. Возьмем несколько простых технологий – диаграмма связей, последовательность событий, движение денежных средств, альтернативные сценарии, декомпозиция, которые используются наиболее часто. По своей сути они не сложны и вполне поддаются автоматизации. И есть программы, которые в той или иной степени автоматизируют указанные технологии. Например i2 для диаграммы связей, последовательности событий и движения денежных средств. Или Кронос для диаграммы связей. Или «Семантический архив». У каждой из них есть свои серьезные ограничения, но как говориться – сейчас не об этом. Проблема в том, что для переноса данных из «исходников» в соответствующие программы нужно произвести ряд не сложных действий, тем ни менее отнимающих значительное количество времени. Когда речь идет о продолжительных проектах , то затраты времени на внесение информации становятся не существенными по сравнению с длительностью самого проекта. Но вот в среднесрочных и тем более в краткосрочных эти затраты могут доходить до половины времени. А ведь средне- и краткосрочные проекты это то, с чем мы работаем каждый день. Вопрос в том, как сделать, чтобы снизить затраты времени на «сервисные» функции. Можно например обратиться к тем же шаблонам. Формируя предварительный документ, описывающий объект интереса, можно вносить информацию в заранее подготовленный шаблон понятный, помимо прочего, и той же i2 или «Семантическому архиву». Таким образом можно значительно снизить затраты времени. Но это полумера – разумнее создать некую специализированную среду со своими аналогами текстовых редакторов.
25 апр. 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий